«Страшные последствия первородного греха являются не результатом мщения Божия, но естественно-необходимыми следствиями, плодами самого греха…».
«Процесс зарождения и развития первородного греха, — читаем мы в книге протоиерея Георгия Бреева «Психология греха. По творениям преподобного Макария Египетского», —представляет наиболее таинственную, совершенно не объяснимую рационально, вне Божественного Откровения область, которая приоткрывается лишь умозрительно или через индивидуальный мистический опыт…».
«Горе телу, — продолжает Автор, — когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей природе и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни». Психологический момент, когда человек возомнил о своей природе как самобытном источнике жизни, обозначился процессом разложения природы…».
«Через избрание умом человека одного из двух предлежащих путей мысленного единства с Богом или обособления должен был разрешиться вопрос о его бессмертии или смертности. Следствия грехопадения прародителей отразились не только на интеллектуальной стороне человеческого духа. В связи с ослеплением ума наблюдается и извращение сердца, то есть чувства, и ослабление воли. Сердце становится центром, средоточием греха.
В нем открывается источник и корень всякого зла. Сердце падшего человека исполнилось «зловонием нечистот и мерзостью запустения». Оно стало в человеке как бы малым адом.
В нашем сознании с мыслью об аде, прежде всего, проявляется представление о вечном страдании. Источником подобного состояния мучений стало сердце. Под термином «сердце» преподобный Макарий имел в виду не физический орган, а область эмоциональных чувственных переживаний. «В сердце есть какая-то беспредельная глубина; есть там и пиршественные горницы, и опочивальни, и двери, и преддверия, и многие службы и выходы; есть там рабочая храмина дел правды и неправды; есть там смерть, есть там и жизнь».
«Следствия греха отразились и на воле — силе, организующей и направляющей все действия к определенной цели. Человек не теряет свободу воли, но она становится расслабленной, подверженной действиям греха. Какое-то «противление» явно и тайно во всем овладело нами, так что иной раз человек неудержимо понуждается делать худые дела. Человек стал нравственно несвободным…».
Книга протоиерея Георгия Бреева «Психология греха. По творениям преподобного Макария Египетского» объемом в 160 страниц рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви и появилась на свет в 2025 году в московском издательстве «НИКЕА».
Об Авторе:
Протоиерей Георгий Бреев (1937–2020) был одним из самых авторитетных московских священников, духовником Московской епархии.
Выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия, он был рукоположен в священный сан в 1967 году; 22 года прослужил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в 1990–2009 годах восстанавливал и был настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, с 1998-го и до кончины – настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Автор богословских статей и книг, в том числе по истолкованию Псалтири.
Спасительного Вам чтения и будьте любимы Господом!
подготовил: Андрей Горайко


