Вот уже несколько столетий Церковь и народ русский благоговейно чтит икону Казанской Божией Матери. Традиционно празднование этой иконе совершается два раза в год — 21 июля и 4 октября.
История Казанской иконы Божией Матери, во многом загадочная, восходит к глубокой древности. По иконографии её можно отнести к греческому прототипу, называемому Одигитрией, т.е. путеводительницей. Подобное наименование связано с тем, что на протяжении всей византийской истории эта икона являлась боевым знамением и предшествовала христианскому воинству во всех походах.
Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Одигитрии, возможно, русский монах-иконописец, вдохновленный византийским образом Путеводительницы, оставил нам свой образец этой иконы. Русский вариант можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов. На иконе русской Одигитрии мы видим не поясное, а оплечное изображение Богоматери и младенца Христа. Благодаря чему их лики вплотную приближаются к молящимся. Легкий поворот главы Богородицы направляет наше внимание на Её Божественного Сына, Который благословляет Богоматерь, а в Её лице всех христиан.
Первое чудесное явление Казанской иконы Божией Матери произошло во второй половине XVI века, вскоре после покорения Казани царем Иоанном Васильевичем Грозным. Как повествует Никоновская летопись, в ночь на 1 октября 1552 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы накануне назначенного общего штурма раздался колокольный звон, что русским воинством было воспринято как знак Божией милости. Покорение Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершением дела, начатого еще в ХI веке князем Андреем Боголюбским. Волга стала главной водной артерией страны, а из татарского плена было освобождено около 100 тысяч русских людей, ожидавших продажи в рабство.
Первоначально проповедь христианства в Казани вызвала сильное противодействие. 22 июня 1579 года, возможно, не без участия сепаратистской партии в городе вспыхнул страшный пожар. Народное бедствие, унесшее до половины города, стала приятной почвой для антирусских настроений. «Вера Христова»,- говорит летописец,- «сделалась притчею и поруганием». Однако, пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного торжества Православия во всей златоордынской земле. Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара, строил дом стрелец Даниил Анучин. Его девятилетней дочери Матроне Матерь Божия трижды являлась в сонном видении и повелела достать её икону, скрытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. Вновь обретенная икона вскоре прославилась многочисленными исцелениями слепых людей. Что крайне потрясло казанцев, так что многие из них целыми семьями принимали крещение.
История обретения и перенесения иконы Казанской Божией Матери была составлена очевидцем тех событий священником Никольской церкви Ермолаем, впоследствии ставшим патриархом Гермогеном. Спустя 30 лет икона вновь оказалась в центре сложных исторических событий. Русское царство переживает глубокий кризис — Смутное время. Поляки захватывают древний престол царей русских, а римские папы торопят самозванцев и затем Сигизмунда водворить на Руси католичество. Изменники бояре спешат присягнуть новой власти. В это самое время совестью народа и оказался патриарх Геромоген. Презрев угрозы изменников глава Русской Церкви призывает всех верных чад к чрезвычайным жертвам ради веры и отечества, которую он сам принес, будучи уморен голодом в заточении. Осенью 1611 года одна из грамот патриарха Гермогена была доставлена в Нижний Новгород и нашла отклик в сердцах многих русских людей.
«Коли хотим мы помочь государству Московскому, так не жалеть нам ничего – дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником»,- такова была речь Кузьмы Минина. Собранное с такими издержками и усилиями ополчение простояло у Москвы более трех месяцев. Начинались холода и распутица, припасы заканчивались, следовало снять осаду и возвращаться домой, но в этот момент всеобщего уныния в русском стане оказывается икона Божией Матери, принесенная небольшим отрядом, шедшим на подмогу из Казани. Перед решающей битвой за стольный град Москву ополченцы выдержали трехдневный пост и слезно молились Царице Небесной перед Её чудотворным образом Казанским.
В осажденном кремле в то время находился в плену прибывший из Греции тяжело больной архиепископ Арсений. Ночью келья святителя вдруг озарилась божественным светом, и он увидел преподобного Сергия Радонежского, который возвестил ему: «Арсений, наши молитвы услышаны, заступничеством Богородицы суд об отечестве нашем приложен на милость, за утро Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день 22 октября 1612 года русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через два дня и сам Кремль. В воскресенье 25 октября ополченцы торжественно с крестным ходом двинулись в Кремль, неся Казанскую икону. На лобном месте крестный ход был встречен, вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону, сохраненную им в плену. Потрясенный совершившийся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами благодарности молился Небесной Заступнице.
Молодой государь Михаил Федорович Романов в память об освобождении Москвы и спасении России установил второе празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, которое совершается 22 октября по старому или 4 ноября по новому стилю. В последующую эпоху образ Божией Матери, обретенный в Казани, становится поистине путеводительницей всего русского народа. Так в 1709 году перед Полтавской битвой царь Петр вместе со своим воинством молится перед иконой Казанской, а по завершению Северной войны переносит святыню в Санкт-Петербург и поставляет в основание нового царствующего града.
В 1812 году образ Казанской Божией Матери так же осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской Божией Матери 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили маршала Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы. Казанский собор в Санкт-Петербурге строился специально как храм-памятник русской славы в Отечественной войне 1812 года, а иконостас главного алтаря был изготовлен из серебра, пожертвованного храму донскими казаками, отбившими это серебро у французов.
Не оставила Царица Небесная наш народ и в годы Великой Отечественной Войны. По воспоминаниям современников, Георгий Константинович Жуков всю войну возил с собой икону Казанской Божией Матери.
В настоящее время икона Казанской Божией Матери является национальной святыней, о чем свидетельствуют её множественные списки, которые можно встретить практически в каждом православном храме. Один из этих списков в XVII веке был подарен пограничной крепости Пензе царем Алексеем Михайловичем, а вскоре этот образ прославился чудесным спасением Пензы от опустошительного нашествия кочевников. Ногайская Орда, совершившая рейды вглубь России, разорила все населенные пункты по пути следования. Пензенский гарнизон в этот момент не располагал достаточными силами для обороны, поскольку Петр I переселил казаков на новые границы империи, расширившихся в результате азовских походов. Совершив неудачный приступ, кочевники взяли Пензу в осаду. Накануне 4 августа 1717 года, когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор, где всю ночь провели в молитве. Утром на крепостной вал была вынесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, во время штурма лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов, тогда неприятели пришли в смятение и бежали от стен крепости.
В настоящее время чудотворный образ пребывает в пензенском храме Митрофана Воронежского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II с 2006 года празднование пензенского образа Казанской иконы Божией Матери включено в общецерковный календарь.
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи…»,- так взывали к Царице Небесной наши отцы и деды в минуты тяжёлых испытаний, обретая милость Божию, заповедовали нам, потомкам, чтить Ту, молитвами Которой и ныне хранима Россия.
Протоиерей Николай Грошев