Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Завершается Страстная седмица, последняя и наиболее напряженная по своему содержанию неделя Святого поста. В церковном уставе она именуется Великой, не потому что ее дни и часы больше или длинней, чем обычно, а потому что в эту седмицу совершилось великое дело спасения нашего. В эти дни наш мир искуплен от грехов, страданий и смерти.
В Великий Четверг начинается путь Спасителя на Голгофу. В этот день на прощальной Вечере со своими учениками Господь устанавливает таинство Евхаристии. В память об этом событии все стремятся очистить свою совесть, то есть исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. В связи с этим Четверг Великой седмицы еще именуется Чистым Четвергом.
В Страстную Пятницу на середину храма традиционно выносится плащаница, икона, изображающая момент положения Иисуса во гроб, а накануне вечером во всех церквях читаются 12 страстных Евангелий, повествующих о страданиях, распятии и смерти Спасителя.
В Великую Субботу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа и пребывание Его тела во гробе. Богослужение этого дня представляют беспримерное сочетание самых противоречивых чувств: скорби и отрады, печали и радости, слез и светлого ликования.
На Страстной неделе, – писал И.Бунин, – среди предпраздничных хлопот, сугубо постились и говели. К вечеру Великой субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренне, так и внешне. Благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии Великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал. Ночью с субботы на воскресенье в мире совершался некий дивный перелом. Христос побеждал смерть и торжествовал над ней.
О событиях, воспоминаемых на Страстной седмице, повествуют не только евангелисты. Удивительным образом до наших дней сохранилось свидетельство той эпохи – туринская плащаница, которую нередко называют пятым Евангелием. Материя плащаницы, в которую было завернуто Тело
Христа при погребении, представляет из себя льняное полотно около пяти метров в длину. С XVII века эта святыня хранится в итальянском городе Турине. Неизвестным науке способом на полотне отпечаталось изображение тела, завернутое в него. На протяжении веков плащаницу несколько раз проверяли на подлинность: варили в масле, терли в присутствии людей на площади. Четыре раза она претерпела пожар, последний, весьма драматический, произошел в конце 90-ых, но ткань упорно сохраняет темно-коричневое изображение.
В конце XIX века в Париже проходила Международная выставка религиозного искусства. В экспозиции была представлена и плащаница, как плохо сохранившееся произведение древних христианских художников. Перед самым закрытием плащаницу решили сфотографировать. Археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимок, а вечером решил его проявить, но перед глазами изумленного фотографа предстал не ожидаемый негатив, а позитив величественного Лика с ясным и спокойным выражением.
Пожалуй, каждого, кто знаком с изображением плащаницы не может не поразить одна деталь, Лик, отпечатавшего на ней умершего человека, одновременно оказывается и мертвым, и живым. Это Лицо не просто мертвого, оно не спит вечным сном, оно мертво в результате страшных страданий, оно изуродовано, избито, покрыто каплями крови, оно незабываемо своих мучений, следы которых покрывают все тело, и одновременно этот Лик источает умиротворение и покой. Лицо, обвитого пеленой, спит в тихом сиянии любви, точно тех самым жутких страданий и не было. И в этом смысле здесь наблюдается полное внутреннее противоречие, в котором одновременно присутствует и смерть, и жизнь.
Со времен той первой фотографии минуло более ста лет. Все эти годы были заполнены интенсивным научным изучением таинственного изображение на Туринской плащанице. Исследователи мировых научных центров пришли к совершенно неожиданным выводам – изображение плащаницы является нерукотворным. Анализ полотна подтвердил возраст –
две тысячи лет. Попытки это опровергнуть закончились крахом. Исследования рассказали о тех страшных мучениях, которые были пережиты человеком, изображенным на плащанице. До распятия он подвергся бичеванию, сгустки крови на голове свидетельствуют о терновом венце, на плече остался отпечаток от креста, который человек нес на Голгофу, рана, отбитая на руках и ногах и, наконец, рана на груди от копья. Рассказ, который доносит до нас Туринская плащаница, его нельзя выдумать, его нельзя повторить, это рассказ о совершенно уникальном событии и совершенно несомненно то, что плащаница содержит в себе изображение самого Иисуса Христа.
Но кроме этих свидетельств, поражающих ум ученых, есть еще одно, которое потрясает души каждого, кто всерьез занимался изучением Туринской плащаницы. Все исследователи согласны в одном: через некоторое время Христос прошел через плащаницу, не разворачивая ее. Судебные эксперты-медики оказались перед ясным выводом посмертный процесс, иначе все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Более того, тело распятого отделилась от всех кровяных сгустков при этом, не потревожив ни одного из них. Между тем, как известно, отделений ран от присохшей раны крайне затруднительно. Саму же запечатление тела Господа на материи совершилось каким-то сверхъестественным чудесным способом, сопровождавшимся озарением ярчайшего света, исшедшим от тела еще завернутой ткани. Ее верхние волокна, которые составляют рисунок обуглены. Там произошло обезвоживание, в некотором смысле они просто сгорели, сгорели от соприкосновения с невероятным источником энергии, которая воздействовала на ткань ничтожные доли секунды, потому что если бы она действовала чуть дольше, тогда вся ткань просто бы сгорела. Некоторые ученые предполагают, что для того, чтобы произвести подобный эффект необходим источник энергии равный по мощности ядерному взрыву.
Евангелисты повествуют о явлении необычайного света, озарившем пещеру в момент Воскресения Спасителя. В истинности этих слов
современный мир может убедиться, когда в Великую Субботу примерно в полдень по московскому времени в храме Воскресения на гроб Господень сходит тоже свет, называемый благодатным огнем. Это событие происходит ежегодно в ознаменование великой победы жизни над смертью. Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?
Воскресение Христово мы называем Пасхой, это неслучайно, еще в эпоху Ветхого Завета с праздником Пасхи было связано чудесное избавление народа Божия от рабства Египетского. В память об этом событии в каждой еврейской семье по установлению Моисея приносился в жертву агнец. Однако ветхозаветный пасхальный агнец был лишь прообразом, указующим на Христа Агнца Божия, закланного на Голгофе за грехи всего человеческого рода. Христос стал для нас новой Пасхой, Пасхой Святой и спасительной, и подобно тому, как окропление кровью агнцев несло евреям спасение от египетского плена, так и приобщение ко Христу, спасительному агнцу, освобождает человечество от плена диавольского и дарует победу над смертию. Но Пасха в православии это больше, чем праздник. Это и есть то мгновение, когда человек может по-настоящему ощутить себя человеком.
События новозаветной Пасхи это, по сути, основа всей христианской проповеди. Христианство – это не учение и не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют этот факт, очевидцами которого они были. Но при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событиях в Его жизни, но и в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, потому что Дух того, кто воскресил из мертвых Иисуса, живет и в нас. Необычность же происшедшего со Христом заключается в том, что смерть Его и Воскресение действует в нас.
Каждый человек в совей жизни порой проходит через испытания и страдания, и горечь поражения, но как часто при этом мы говорим о несправедливости, о торжестве зла над добром. Сколько человеческих жизней разбивается о тайну могущества зла, но для того, чтобы избежать разочарование и уныние, следует помнить – зло уже повержено, оно
побеждено Воскресением Христовым, и когда мы наблюдаем видимое торжество зла и негодуем на это, то не следует забывать, зло это лишь призрак, оно повержено и за крестом следует Воскресение.
Христос воскрес из мертвых и тем самым победил зло, чтобы быть сопричастниками этой победы необходимо быть со Христом, и тогда за нашим крестом и страданиями всегда будет Воскресение, за призрачной победой зла – подлинная победа добра, а за скорбью – последует радость.
Воскресение Спасителя выводит обычно за рамки как религиозных, так и морально-этических доктрин, в свете Воскресения христианство предстает как истинный путь, связующий земное временное бытие с вечностью, и на котором человек обретает подлинный смысл жизни. Аминь.
Автор-составитель: прот. Николай Грошев