Среди множества почитаемых в мире чудотворных икон образ Божией Матери, именуемой Феодоровской, занимает совершенно особое место в нашей русской истории. В иконографии эта икона напоминает Владимирскую, является одним из ее вариантов. Младенец покоится на правой руке Богоматери и обнимает ее левой рукой. Феодоровская икона была обретена 16 августа 1239 года в сосновом лесу близ Костромы и с великой честью перенесена в Феодоровский Костромской собор. Отсюда происходит и ее название.
Однажды, жители Городца на Волге, посещавшие Кострому и увидевшие икону, уверяли, что прежде она была в их городе, но скрылась после того, как Городец был разграблен и выжжен Батыем, и еще говорили люди, что накануне обретения утерянной иконы видели, как какой-то воин в богатой одежде, похожий на святого Феодора Стратилата, нес икону по городу. Великомученик как бы вернул людям святыню, утраченную во время татарского нашествия.
История этой иконы, как гласит предание, неразрывно связано с именем великого защитника и молитвенника земли русской – святого князя Александра Невского. Считается, что Феодоровская икона Божией Матери, будучи благословением отца, постоянно находилась при святом князе, являясь его моленным образом и сопутствуя ему как в военных походах, так и в поездках в Орду. Александр Невский, как известно, переступил порог вечности 7 декабря 1263 года в Городце на Волге, в основанном его отцом монастыре, где и принял монашеский постриг с именем Алексея. Икона же была взята его младшим братом Василием Ярославичем Костромским и с тех пор прочно обосновалась в Костроме. Здесь в честь Феодоровской иконы был специально воздвигнут Успенский собор с пределом в честь великомученика Феодора Стратилата.
Русские летописи сообщают, что вскоре после обретения во время одного из нашествий татар на Кострому Феодоровская икона прославилась чудотворным действием.
Однажды, когда враги подошли к Костроме, русские войска вышли навстречу, неся пред собой свою святыню – образ Богоматери. Когда рати стали друг против друга, между ними промчался неизвестный всадник на ослепительно белом коне и в багряной ризе. Русские узнали в нем святого великомученика Федора Стратилата. Тогда на татар внезапно напал неведомый страх и пораженный необыкновенным сиянием, исходящим от иконы Царицы Небесной, они бежали с поле битвы, оставив город, а защитники Костромы, возблагодарив Пресвятую Деву за ее заступничество, с великой честью возвратили икону в Феодоровский собор.
Общерусское прославление Феодоровской иконы связаны с событиями 17 века, когда после прекращения государственной смуты на царство был избран первый представитель Дома Романовых 16-летний Михаил Федорович. В 1613 году после освобождения Москвы от польских интервентов и изменников бояр ополченцами Минина и Пожарского от всей земли русской был созван Земский собор, который взялся решить, кому быть царем на Руси. Несмотря на множество предлагаемых кандидатур, собор проявил удивительное единодушие. Тогда наши предки решили, что царь непременно должен быть русским по крови и православным по вере, быть в близком родстве с Рюриковичами и при этом незапятнанном в предшествовавшую эпоху Смутного времени. Таковым оказался лишь один юный Михаил, племянник царицы Анастасии Романовой, первой супруги царя Ивана Грозного. Тогда из Москвы в Ипатьевский Костромской монастырь, где вместе со своей матерью инокиней Марфой скрывался юный Михаил, было направлено посольство. Пребыв в обитель, отцы долго уговаривали инокиню Марфу благословить своего сына на царство. Мать отказывалась, слишком юн еще был отрок, чтобы взять на себя такую ношу. Тогда послы собора пали на колени пред матерью с сыном со словами: «Если не склоняешься на милость ради нас, то послушайся хотя бы Царицы Небесной, Образ которой шествовал с нами в далекий путь. Ради Нее, ради Божьей Матери склонись на милость и не прогневляй Бога своим отказом». Перед этими словами инокиня Марфа не могла устоять, она подвела своего сына Михаила к чудотворному образу и, пав на колени, со слезами сказала: «Да будет Твоя святая воля, Владычице, в Твои руки предаю чадо мое. Наставь его на путь истинный, на благо себе и Отечеству».
В честь этого славного события русская Церковь установила празднование Феодоровской Костромской иконе Богоматери 27 марта в день избрания на престол Михаила Романова. Феодоровская икона была богата украшена царем и его матерью, а Успенский Костромской собор, где хранится древний ее образ, стал местом всеобщего паломничества. Списки с этой иконы стали распространяться по всей России. Один из них был заказан инокиней Марфой, после совершения паломничества в Кострому в 1620 году и перевезенном в Москву, где стал моленным образом царей династии Романовых. С 18 века эта икона находилась в Зимнем дворце Петербурга, а в настоящее время ее можно увидеть в храме Третьяковской галерее.
Автор-составитель: прот. Николай Грошев