Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Есть имя, которое близко и дорого каждому русскому сердцу. От купели Крещения и до сего дня народ наш благоговейно чтит память святителя Николая Чудотворца. В Русской Церкви ему посвящены тысячи храмов и десятки тысяч различных икон, более того даже память ему совершается дважды в год. История установления празднования дня перенесения мощей святителя Николая 22 мая, то есть Николы вешняго, восходит к событиям эпохи Средневековья.
В конце II века, по мере утраты Византией суверенитета на значительную часть Восточных территорий, в Европе разгорается нешуточная погоня за реликвиями, то есть святынями христианской Церкви. В ту далекую эпоху города конкурировали между собой за статус областных центров, и наличие святынь в городских соборах укрепляло их позиции. Из Византии было вывезено огромное количество святынь, что, кстати, спасло их от полного уничтожения арабами-мусульманами.
В апреле 1087 года два барийских судна бросили якорь неподалеку от Мир Ликийских, сорок семь вооруженных моряков с двумя священниками во главе высадились на берег и пришли в храм, где находилась гробница святителя Николая Чудотворца. Провинция Ликия в то время постоянно подвергалась нападениям и разграблениям, поэтому значительная часть населения, спасаясь от варваров, покинула город. В храме барийцы застали лишь двух монахов, которые, почуяв неладное, решились показать гробницу святителя и предложили деньги, и когда те отказались, барийцы стали их избивать. Один из монахов, не выдержав побоев, показал место, где под полом хранились мощи. Разворотив пол и пробив надгробную плиту, барийцы обрели нетленные мощи святителя Николая, которые были погружены в прозрачную благоухающую жидкость – святое миро. Забрав мощи, барийцы поспешили на корабль, однако во время путешествия их ожидало серьезное испытание: разыгравшееся буря готова была поглотить их небольшие суда, только после усердных и теплых молитв святителю Николаю море утихло.
Мощи святителя Николая были торжественно доставлены в Италию 22 мая 1087 года. И с тех пор небольшой провинциальный городок Бари становится одним из самых известных центров христианской Европы. Существует мнение, что до конца II века Бари был православным городом. Аббат Илия, вдохновитель операции по перенесению мощей, являлся клириком Православной Церкви. Когда мощи были перенесены с пристани в город, возникла даже распря, в какой Церкви их хранить, в Римской или Византийской. Тогда-то и было принято решение построить для мощей отдельную Церковь.
В далеком II веке Русская Церковь увидела в перенесении мощей действие промысла Божьего. Миры были небезопасным местом, с того самого времени 9 мая по старому и 22 мая по новому стилю мы празднуем Николу Вешняго.
В начале ХХ века в городе Бари был приобретен участок земли и 9 мая 1913 года здесь был заложен православный храм и подворье. А в течение двух последующих лет доходы православных храмов в честь святителя Николая в России ушли на строительство этого паломнического центра. Совсем недавно итальянскими властями храм и подворье были возращены Русской Православной Церкви.
Несмотря на то, что святитель Николай почитается во всем мире и является покровителем нескольких сотен городов, он все-таки наш родной, любимый святой. Мы обращаемся к нему по всем возможным и невозможным поводам, и он помогает.
Духовный облик народа определяется его народными идеалами. Одним из таковых для наших предков на многие века стал жизненный подвиг святителя Николая Чудотворца. Что же это был за человек, который жил за шесть веков до образования Российского государства, но которого в России почитают самым русским из всех святых.
Родился будущий святитель около 250-го года н.э. в Патарах, довольно крупном городе Римской провинции Ликия, нынешней Анталии. Как повествует книга Деяний святых апостолов, в I веке здесь проповедовал еще апостол Павел и с тех пор в городе появилась христианская община. Родители Николая благочестивые Феофан и Нона постарались привить сыну любовь ко Христу, и с малых лет будущий святитель прислуживал в храме, а с наступлением совершеннолетия стал священником. К тому времени скончались его родители, оставив ему значительное состояние. Все эти средства Николай употребил на помощь нуждающимся, но помня евангельские слова Господа, старался оказывать милостыню незаметно.
Народная память сохранила рассказ о том, как будущий святитель оказал помощь одному благородному, но разорившемуся семейству, отец которого в виду своего бедственного положения вознамерился из своего собственного дома устроить публичный дом, клиентов обслуживали бы его красавицы дочери. Узнав о подобном решении соседа, Николай в ту же ночь подбрасывает ему мешочек с пятьюдесятью динариями. На деньги Николая несчастный выдал старшую дочь, тогда Николай подбрасывает еще один мешочек и устраивает судьбу средней дочери. Воспрянувший духом сосед, уверовал в Бога, и теперь твердо знал, что и третья дочь будет облагодетельствована. Так и случилось: однажды ночью в окно влетел мешочек и с металлическим звоном брякнул на пол. Сосед не спал, он как юноша, выскочил в окно и помчался за своим благодетелем. Догнав Николая, он узнал его, и со слезами, бросившись ему в ноги, произнес: чем я могу отблагодарить тебя, святой человек? На что Николай ответил: молчанием.
Событие о спасении трех несчастных девиц стало известным и популярным во всем христианском мире. Современная традиция дарить на Новый год подарки восходит именно к этому эпизоду из жизни святителя Николая. Эта традиция возникла в Европе уже в ХVI веке. Подарки приносит Санта-Клаус, он же святой Николай. Из Европы Санта-Клаус в виде Деда Мороза пришел и в Россию. Санта-Клаусу приписывают, правда, не средиземноморское, а лапланское происхождение, а российскому Деду Морозу – великоустюжское, но, надо полагать, что святитель Николай за это не в обиде.
Однажды святитель Николай находился по церковным делам в столице провинции Ликии. В это время в Миро заседал архиерейский собор, который никак не мог избрать архиепископа. Тогда архиереи стали просить Бога указать им достойного кандидата. По их молитвам одному из престарелых епископов было видение. На следующее утро он должен был встать в притворе храма и первого человека, который придет в храм, поставить пастырем Ликийской области. Им и оказался святитель Николай. Когда он предстал перед собором архиереев, то по простоте своей смутился и отказался от предложенной чести, тогда-то ему и рассказали об этом откровении. Молодой священник Николай принял свое избрание как волю Божию и смирился перед ней. Именно в звании архиепископа Мир Ликийских святитель Николай прославился по всей вселенной. Эта слава не померкла и по сей день.
В самом начале IV века в Римской империи вспыхнуло самое известное и наиболее жестокое из всех гонений на христиан. В историю оно вошло с именем императора Диоклетиана, хотя реальным его вдохновителем оказался кесарь Галерий, правитель восточных земель. Согласно императорскому указу, христиане должны были либо отречься от Христа, либо в муках умереть. Преследователь не щадил никого ни рабов, ни знать, ни стариков, ни женщин, ни детей. Так одно фригийское селение, оказавшись целиком христианским, было со всех сторон обложено горючими материалами и сожжено вместе с жителями. Пытки и истязания в те времена были самым обычным методом дознания и применялись не только к христианам, поэтому в мученичестве важны не сами физические страдания и смерть, а то, что мученики шли на право быть христианами за свое свидетельство о Христе.
Голод, жажду, тюремную тесноту епископ Николай перенес с достоинством, а пытки и истязания – с мужеством. Святитель Николай пробыл в тюрьме около трёх лет.
После прекращения гонений и издание Миланского эдикта, согласно которому все христиане освобождались от преследований, святитель Николай вернулся к своей пастве. В 325 году по инициативе царя Константина в греческом городе Никее был созван I Вселенский собор, среди участников которого были авторитетные отцы, чьи лица хранили память последних жесточайших гонений. Одним-то из них и был святитель Николай Чудотворец. Как известно, основной причиной созыва Вселенского собора послужило появление арианской ереси, основоположники которой, перелагая тайну христианского благовестия в терминах античной философии, пытались подвергнуть сомнению всеобщую веру в божественное достоинство Иисуса Христа. Задача собора состояла не в выработке новых вероучительных основ, но свидетельстве о духовном опыте, который был храним общинами христиан со времен апостольских. Как повествует житие, в ходе соборной полемики святитель Николай не выдержал богохульства Ария, заушил его по правой щеке. История умалчивает, устоял ли он на ногах, но только слух об этом событии дошел до наших дней. Отцы собора лишили Николая святительского сана, а имперские чиновники приговорили его к опалению бороды, что было довольно снисходительным наказанием, ибо за подобное поведение в присутствии императора по римским законам обычно наказывали отсечением руки. Однако в ту же ночь многие из участников собора увидели сон, как Сам Господь вручает святителю Николаю святое Евангелие, а Матери Божия возлагает на него омофор, признак святительского достоинства. Уразумев в том волю Божию, отцы собора поспешили в темницу и обрели там угодника Божия с омофором и Евангелием, которых он был лишен прежде.
Как повествует житие, в лице святителя Николая Ликийская область приобрела заботливого отца, помощника бедных, заступника невинно осужденных и гневного обличителя корыстолюбцев и неправедных судей. Еще при жизни Господь прославил своего угодника даром прозрения и чудотворения. Не оскудела эта благодать и после его блаженной кончины. Одно из церковных песнопений, прославляя святителя, возглашает: «Кто исчислит чудеса твоя, о великий угодниче Христов». Поистинне это невозможно, однако ясно одно: многие черты характера святителя Николая узнаваемы и близки каждому русскому человеку.
Как яркая звезда сияет великий избранник Божий Николай. Его непоколебимая вера, кротость и смирение, необыкновенная любовь к людям, жажда правды и ненависть ко всякой лжи и по сей день воспламеняют сердца миллионов людей, освящая им путь в Царствие Небесное.
Протоиерей Николай Грошев