
О серьезных и глубоких вещах можно говорить с юмором и на простом языке.
«Книга «Апельсиновые святые», — пишет её автор архимандрит Савва (Мажуко) — впервые вышла в 2016 году небольшим тиражом. Как и большинство моих книг, это была «незапланированная беременность». Знакомый писатель просто уговорил меня издать сборник текстов, обязуясь и хлопоты, и редактуру взять на себя. И вот родилась книга — словно малыш, которого никогда не было и не должно было быть, а — вот же он!…».
«Верующих часто, иногда — справедливо, укоряют в эгоизме. В созерцании своей финальности действительно есть нечто эгоцентричное. Но в том, что умру я, нет еще большой трагедии. Порой смерти ждешь, как избавления, отрады. Но — умрут любимые мною люди. Вот это по-настоящему ужасно. Мир полон боли, несчастий, болезней, но быть живым — это так хорошо!
Когда Софокл устами одного из своих персонажей говорит: высший дар — нерожденным быть (Эдип в Колоне, 1225), слушателя и читателя пронизывает космический холод, мурашки бегут по коже, одолевает и парализует благородная метафизическая тоска — до чего эпично, глубоко, красиво! И, лишь истрезвившись от этой античной стужи, начинаешь понимать ложь этих слов…».
«Апельсиновые святые» — это сборник текстов, написанных за два года — с 2013 по 2015-й. Кажется, было это совсем недавно, однако спустя почти десять лет оглядываешься назад, будто припоминаешь давно ушедшую эпоху — так поменялась наша жизнь, столько событий вошло в нее, так нечеловечески плотно сгустилось время…».
«Современного человека, и прежде всего ребенка, подростка, со всех сторон ограждают от смерти, от самого факта и упоминания. Но ведь однажды ему предстоит проводить своих родителей в последний путь, и сделать он это должен «как следует».
Религия есть некая культурная оформленность предельного человеческого опыта. Она дает не просто некий эмоциональный антидот, противоядие от чрезмерного потрясения, сознания необратимости, но само исполнение ритуала избывает скорбь, потому что кричим мы, плачемся Богу Человеколюбцу, Утешителю сирот и смертников. И Он не дает нам ответов, как и пытливого Иова, Он не уговорил, а только утешил. Как — не знаем ни мы, ни Иов.
Дети, выросшие в семьях без подлинной религиозной традиции, более уязвимы, они беззащитны перед смертью, их не приучают с детства правильно переживать и осмыслять смерть и близких, и свою собственную. Наши панихиды, родительские субботы, грозные обряды, кутья, записочки и сорокоусты могут показаться ненужным усложнением, недостойным благородной евангельской истины. Но стоит ли от этого отказываться перед лицом всех наших утрат, бывших и – непременно — будущих?
А потому, смертнички мои, положу я в кадило побольше ладану и затяну длинную и громкую белорусскую панихиду, чтобы и живые и мертвые услышали и утешились скорой грядущей встречей. Июнь 2014…».
Книга архимандрита Саввы (Мажуко) «Апельсиновые святые» объемом в 336 страниц появилась на свет в 2025 году в московском издательстве «НИКЕА».
Мысли Автора: «Я смотрю теперь на свою повзрослевшую книжечку с большой благодарностью — как на памятник дружбе, ведь мне Господь подарил таких прекрасных друзей, и с каждым годом этот дружеский круг не оскудевает, а прирастает новыми лицами, потому что, как любил повторять отец Сергий Булгаков, «Церковь — это дружба», а значит, церковный человек — это человек дружелюбный, а книга о Церкви всегда — книга о дружбе…».
Спасительного Вам чтения и будьте любимы Господом!
подготовил: Андрей Горайко