28 мая, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, в храме святых мучеников Адриана и Наталии были совершены две Божественные литургии.
Сегодня многим кажется, что «самым главным» в Церкви является Патриарх. Однако на самом деле только решения Вселенских Соборов обладают реальным авторитетом. Никогда решения по серьезным вопросам не принимал один священнослужитель или небольшая группа епископов. Начало этой традиции положил первый Вселенский Собор, состоявшийся в городе в Никее. Отсюда его второе название — Никейский собор.
Его участниками были люди, просвещённые в первую очередь Духом Святым, многие из которых были исповедниками: Павел Неокесарийский с обожжёнными руками, Пафнутий Фиваидский, лишенный правого глаза, с подрезанным коленом и клеймом, искалеченный Потамон Египтянин с выколотыми глазами. Сохранилось предание об участии святителя Николая Чудотворца, давшего пощечину Арию. А ответ святителя Спиридона Тримифунтского о единстве Святой Троицы часто изображается на иконе и образно означает, что «и в жизни нашей бывает, когда три стихии объединены в одно» Он сжал в руке кирпич, из которого потекла вода и одновременно вспыхнул огонь, а глина осталась в руке.
В собрании патриархов и представителей православных Поместных Церквей приняли участие 318 делегатов, из них 220 епископов. Свою работу Собор начал 20 мая, 19 июня было принято главное постановление, а 25 августа состоялось его торжественное закрытие.
Первым и главным решением, которое приняли отцы Собора, стало осуждение еретика Ария, который учил, что Иисус Христос не имел Божественной природы, был лишь высшим творением Бога, а не Богом-Сыном и Творцом. Учение это было признано Церковью ересью, а сам Арий анафематствован.
Символ веры, принятый на первом Вселенском Соборе, мы исповедуем за каждой Божественной литургией.
Само Никейское определение звучит так: «Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца. Единородного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святаго Духа».
Данное определение стало первой частью Символа веры, который был дополнен на II Вселенском Соборе в 381 году в Константинополе. В конце данного определения шло анафематствование: «А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел от несущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа или сущности, или создан, или изменяем, или преложим – таковых анафематствует кафолическая Церковь».
Помимо осуждения Ария и его учения, на Соборе были приняты и некоторые другие постановления.
Тропарь Недели святых отцов I Вселенского Собора, глас 8:
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Изложение истории праздника составлено по материалам интернет порталов: https://azbyka.ru, https://foma.ru
подготовил: Андрей Горайко