Воскресное богослужение в Неделю 6-ю по Пятидесятнице

16 июля, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в день памяти мч. Иаки́нфа Римского (108); перенесения мощей свт. Фили́ппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652), в храме святых мучеников Адриана и Наталии были совершены две Божественные литургии.  

Благодаря ему Соловецкий монастырь стал одной из самых известных обителей; он посмел возвысить голос против злодеяний Ивана Грозного и принял мученическую кончину за свою непримиримую позицию против опричнины.

Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский и всея Руси, происходивший из знатного боярского рода Колычевых, до избрания на Московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря. В обители он проявил себя не только крепким хозяйственником и руководителем, но и образцом для всей братии в монашеском делании.

В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея Руси. Во время этого служения он открыто выступил против опричнины царя Ивана IV Грозного. За это попал в опалу, был лишен сана в 1568 году и отправлен в тверской Отроч Успенский монастырь.

Там, в конце декабря 1569 года, святитель Филипп был убит приближенным царя Малютой Скуратовым. Тело святого сначала похоронили в Отроче монастыре. В 1591 году монахи Соловецкого монастыря получили разрешение на перенесение мощей святого митрополита в родную для него обитель.

В 1652 году митрополит Никон (будущий патриарх) по благословению патриарха Иосифа торжественно доставил мощи в Москву. В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой тот молил о прощении грехов своего прадеда Ивана Грозного. Мощи святителя Филиппа были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 5:

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.

Перевод: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.

Изложение истории праздника составлено по материалам интернет порталов: https://azbyka.ru, https://foma.ru

подготовил: Андрей Горайко