В жизни каждого из нас порой происходят события, которые со временем становятся отправными точками становления нашей личности. Как правило, они бережно хранятся в памяти, а осмысление их оказывается ключом в понимании собственного призвания в этом мире. Но такие события могут происходить не только в жизни отдельного человека, но и целого народа. Одним из подобных моментов для нашего народа стало преодоление государственной смуты в начале XVII века. Однако, если мы попытаемся найти столь значимое событие в масштабах всего человечества, то на пространстве всей истории мы обнаружим лишь одно – это явление Бога во плоти, то есть Рождество Христово.
Вот уже много столетий каждый журнал и каждая газета первой своей новостью сообщают о том, что в семье плотника из Назарета двадцать веков тому назад родился Младенец, ставший Спасителем мира. Ведь любое информационное сообщение начинается с даты, то есть указывает на точку отсчета – год от Рождества Христова.
Христово Рождество, по мнению историков, происходит в эпоху глубочайшего духовно-нравственного кризиса. Римское владычество, связавшее весь древний мир в единое геополитическое пространство, оказало совершенно неожиданное воздействие на религиозную жизнь человечества.
В Риме пришли в столкновение все известные древние культы и греческая философия. Их многообразие породило убежденность в том, что безусловной религиозной истины нет. Усталая разочарованная реплика Понтия Пилата: «А что есть истина?» — яркое тому свидетельство. Римский чиновник не ждал ответа, ибо разделял мнения современников, полагая, что ответа на этот вопрос не может быть в принципе. Упадок религиозного сознания стал главной причиной разложения общественной морали. Не видя никакой отрады в настоящем и потеряв всякую надежду на будущее, люди задыхались от духовной пустоты, искали выхода или в безумных оргиях наслаждения или же самоубийстве, которое стало обычным явлением.
Даже Сенека, мудрейший из древних философов, удрученный печальной действительностью, указывает на самоубийство, как на лучший способ избавиться от невыносимого положения.
Однако сквозь всю эту муть человеческих страстей и пороков в религиозном сознании людей маленькой, едва заметной светлой точкой просматривалось древнее прооткровение, свидетельствующее, что в мир придет Тот, Кто примирит человека с Богом.
По свидетельствам римских историков Светония и Тацита, в те времена среди людей ходила молва о том, что на Востоке родится Царь, Который покорит весь мир и вернет страждущему человечеству золотой век. Поэт Вергилий воспевает Божественного Избавителя: «Младенец этот снизойдет с небес, И землю миром озарит…». Ему вторят Сивиллины книги, они были написаны около 140 года до н.э. В них говорится, что народы всей земли через Него познают Истину и Бога.
Эти робкие надежды языческого мира удивительным образом перекликались с ожиданием Мессии в иудейской среде. Мессианские главы книги пророка Даниила были самыми читаемыми и обсуждаемыми не только в синагогах, но и на площадях и рынках. События, описываемые в этой книге, происходят в Вавилоне – столице Персидского царства в VI веке до н.э. Однажды Навуходоносор, царь Персидский, увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и велел всем объяснить его значение, но они не в силах были это сделать и ответили: «Нет на земле человека, который мог бы открыть это царю». Разгневанный Навуходоносор хотел предать смерти всех мудрецов. Тогда Даниил, один из уведенных в плен сынов Израилевых, упросил царя дать ему немного времени. После усердной молитвы Господь в ночном видении открыл Даниилу сон Навуходоносора и его значение. На следующее утро Даниил возвестил: «Царь, когда ты ложился спать, ты вопрошал Бога, что будет после тебя. И вот во сне ты увидел истукана, голова у него была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени же и ступни из железа, а часть из глины. Затем ты увидел, как от горы сам собой оторвался камень и ударил в ноги истукана и разбил их. Тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень тот увеличился и покрыл собой всю ту землю. Смысл же этого видения в том, что после тебя на этой земле последовательно сменяя друг друга будут править три монархии, а по истечении 70 седмин, то есть 490 лет надлежит родиться Мессии, Христу. Он будет великим Царем, и Его царству не будет конца».
Прошли века ожидания, истекли седмины Даниила, ушли в прошлое Вавилонское, Мидийско-Персидское, Македонское царства. Наступило железное владычество Рима, и вдруг на Востоке разгорелась необычайно яркая звезда. Согласно древних пророчеств то был знак, что истинный Мессия-Христос наконец-то пришел в мир.
Но, несмотря на напряженные ожидания, рождение Спасителя мира для большинства людей оказалось незамеченным. В ночь Его Рождества небеса над Вифлеемом Иудейским огласились торжественной песнью ангелов, возвестивших наступление новой эры в истории человечества: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
Мы уже привыкли видеть в Рождестве спокойный, семейный, полусказочный праздник. Волхвы, ангелы, пастухи, улыбка матери и теплое дыхание животных у яслей. Однако евангелисты доносят до нас тревожные нотки. Отнюдь не из-за идеалистической любви к природе Мария рождает Сына не в человеческом жилище, а в хлеву. В ту ночь перед Матерью Христа оказались закрыты все двери Вифлеема. Никто не согласился дать Ей приют.
Бог приходит в этот мир, чтобы возложить на Себя муки грехов нашей смерти и преодолеть их Своим Воскресением. Вифлеемская колыбель, Голгофский Крест, покинутая Иерусалимская гробница – таков путь Предвечного Сына Божия, две тысячи лет назад ставшего еще и Сыном Марии. Предстоящий Крест и угроза с первого мгновения осеняют собой Его жизнь. Волхвы, разыскивая Христа, вопрошали на улицах Иерусалима, где родившийся Царь Иудейский? Сегодня мы не замечаем дерзости этого вопроса, но святитель Иоанн Златоуст поясняет: «один такой вопрос мог стоить им жизни». Ирод, не имея прав на престол, всюду подозревал заговоры против себя. Это о нем, Ироде Великом, римский император Август сказал свое блестящее словечко: «В стране Ирода безопаснее быть свиньей, чем царским сыном». Ирод действительно убивал собственных сыновей, едва только у него возникали подозрения о планах их скорейшего воцарения, но, по всей видимости, чувство долга, веры и призвания у волхвов этих хранителей пророческого откровения Даниила было сильнее политической рассудительности. Наверное, только поэтому они и нашли дорогу к Вифлеему.
У Иосифа Бродского есть замечательные строчки: «В Рождество все немного волхвы…».
Да, все мы на пути в Вифлеем, и мы – жители Вифлеема. Мы ищем Христа, но и сами закрываем пред Ним двери своих домов и сердец. Мы хотим увидеть Бога, но отнюдь не хотим жить Его присутствием. Что-то в нашей душе тянется к Нему, а что-то боится Его и скрывается.
«Груз тяжких дум наверх меня тянул, а крылья плоти вниз влекли, в могилу…», – так об этом пел Владимир Высоцкий.
Две вещи обещает Христос своим ученикам: Свою любовь и ненависть мира. Подойти к Вифлеему – это означает объявить о своем вступлении во вселенскую войну добра против зла. Постараемся же расслышать заповедь, которую чаще всего слышали люди из уст воскресшего Христа: «Не бойтесь, не бойтесь, ибо Я победил мир». В подтверждение этих странных слов палестинского проповедника не от дня воцарения Ирода или Августа, Пилата или Цезаря, ведет летоисчисление мир, а от дня рождения Сына Марией. И как бы ни хотели все новые и новые узурпаторы вести счет от дня их маленького торжества, рано или поздно календарный листок снова скажет, что счет от великой революции или политической победы устарел, и что наше летоисчисление – именно от Рождества Христова.
Автор-составитель: прот. Николай Грошев