«Как устроено богослужение Церкви»

«Человек может не все понимать, может порой столкнуться с тем, что в храм ему придется «нести себя» через силу, сверх силы трудиться, но при этом сознавать, что смысл этих усилий — заповеданное Господом евхаристическое единство…».

«Начиная говорить о богослужении, имеет смысл сначала разобраться, где его место в жизни христианина? – пишет Автор книги «Как устроено богослужение Церкви» Мария Красовицкая. — Мы знаем, что есть молитва личная, домашняя, когда человек находится один на один с Богом, и есть молитва храмовая, общая, в рамках богослужения. И вот, начиная разговор о богослужении, можно задаться вопросом: что такое общая молитва? В чем ее особая ценность, сила, почему она так необходима? В чем отличие домашней молитвы от храмовой?

По сути вопрос о молитве — основной в жизни человека: это вопрос о богообщении. Оказывается, самое удивительное в земной жизни — это общение «по вертикали», общение с Богом. Оно человеческую душу из замкнутой системы (а мы знаем, что замкнутые системы быстро себя исчерпывают и погибают) делает разомкнутой, открытой.

В богообщении жизнь человеческая выходит на новые рубежи, в ней начинает вырабатываться результат самый главный — знакомство с Богом и приближение к Нему. Служения христианские, внешние проявления христианской веры могут у разных людей быть различными. Каждый христианин, как об этом говорил преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым, должен делать духовно выгодное для себя дело: для кого-то это — дело милосердия, для другого — храмостроительство и благотворительность, для третьего — путь священства, пастырство… А вот молитва — это общий знаменатель. Без этого никто не может: ни миссионер, ни сестра милосердия, ни преподаватель…».

«Ты можешь войти в церковь и быть очарован, заворожен, захвачен: «Какой красивый храм! Какие чудесные распевы! Какое древнее, хотя и немножко монотонное, чтение!» Однако все это так и останется лишь первым впечатлением, если ты не узнаешь, что бывают храмы такие, а бывают — другие, другой архитектуры, а вот в Сербской или Греческой Православной Церкви еще третьим способом строят; да, это пение впечатляющее, но пение бывает и совсем другим, других стилей, эпох, авторов. И вот именно такие факты: о формах богослужения, об авторах богослужебных текстов, о святых, которые прославляются в тот или иной день, — способны раскрыть для нас богослужение…».

«Богослужение — это опыт молитвы, и можно сказать больше: это опыт удачной молитвы. Богослужебные тексты составлены вовсе не случайными людьми. Есть молитвы, написанные святыми — мучениками, святителями, преподобными, есть молитвы, утратившие свое авторство, но воспринятые Церковью; есть Псалтирь царя Давида, главное поэтическое произведение христианства, без которого Церковь не живет ни дня: эта любимая Церковью богослужебная книга звучит бесконечно и в самых различных видах.

В богослужебной поэзии сосредоточен опыт тех, кто шел по одному пути с нами и — дошел, а значит, осветил путь и нам. И дело не в том, что мы узнаем имя автора того или иного текста, дело в том, что мы с ним находимся в одном потоке: мы христиане…».  

Книга Марии Красовицкой «Как устроено богослужение Церкви» объемом в 248 страниц допущена к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви и появилась на свет в 2024 году в московском издательстве «НИКЕА».

Об Авторе:

Мария Сергеевна Красовицкая. Родилась в 1967 году. Окончила классическое отделение филологического факультета МГУ. После университета работала в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

С 1992 года ‒ старший преподаватель кафедры литургики в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Автор всеобъемлющего учебника «Литургика: Курс лекций».

Многодетная мама: в семье Красовицких растет девять детей.

Спасительного Вам чтения и будьте любимы Господом!

подготовил: Андрей Горайко