Церковь празднует память святителя Григория Паламы

24 марта 2019 года, во вторую неделю (воскресенье) Великого поста Церковь празднует память защитника православия святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского (+1359 г.).

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (день памяти 20 марта), был родом из Малой Азии. В начале XIV ст., во время одного из нашествий турок, семья Григория бежала в Константинополь. В скором времени отец праведника стал крупным сановником при дворе византийского императора Андроника II Палеолога. После скоропостижной смерти отца, василевс взял Григория на свое попечение. Получив блестящее образование, юноша отказался от карьеры государственного служащего и ушел в 1316 г. на Святую Гору Афон. Путь подвижника Григорий начал под руководством преподобного Никодима Ватопедского. Через год ему явился в видении святой апостол Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.

Стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, Григорий в  1321 г. поселился в небольшой отшельнической обители – Глоссии. Ее настоятель стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию. Такая молитва требовала уединения и безмолвия и получила название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие ее стали называться исихастами. Будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни.

В 1326 г., из-за угрозы нападения турок, Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где был рукоположен в сан священника. В 1331 г. праведник снова удалился на Афон. Через два года он был назначен игуменом Есфигменского монастыря. А еще через три года вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами.

Около 1330 г. в Константинополь приехал умелый и остроумный оратор монах Варлаам. Некторое время он преподавал в местном университете, а затем уехал на Афон. Там он познакомился  с исихастами и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением.

По просьбе афонских монахов святитель Григорий письменно изложил свои богословские доводы. На Константинопольском Соборе 1341 г. в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом. Собор принял положения Григория о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение же Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, предан анафеме.

Однако споры между паламитами и варлаамитами на этом не закончились. В результате, в 1344 г., святитель даже был отлучен от Церкви и брошен в тюрьму. Через три года, со сменой патриарха, Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 г. Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

Во время одной из поездок в Константинополь корабль Григория был захвачен турками, а сам архиепископ продан как пленник. Но и в то время святитель неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Только за три года до смерти праведник смог вернуться в Солунь.

Накануне смерти святому Григорию явился святитель Иоанн Златоуст со словами: «В горняя! В горняя!». В 1368 г. Григорий Палама был канонизирован.

 

Автор-составитель: А. В. Горайко