Память преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской

Есть в России места, воспоминания о которых побуждает встрепенуться каждое русское сердце. Одним из таких является Свято-Троицкая Сергиева Лавра, обитель преподобного Сергия. Сегодня 8 октября по новому или 25 сентября по старому стилю Церковь и народ русский чтит память святого ее основателя. В этот день со всех концов России, а также с ближнего и дальнего зарубежья в лавру преподобного стекаются тысячи паломников. В этой толпе богомольцев можно заметить архиереев и священников, государственных деятелей и политиков, монашествующих и мирян, всех в этот день созывает к себе игумен Радонежский. Примечательно, что этот поток не иссякает вот уже более шестисот лет, несмотря на все потрясения как в государственной, так и в общественной жизни. В чем же загадка подобной притягательности этого удивительного уголка русской земли. Как повествует Епифаний Премудрый, единственный автор жития святого Сергия, за несколько лет до блаженной кончины старца, сама Царица Небесная освятила это место своим присутствием. Матерь Божия явилась преподобному в сопровождении святых апостолов и возвестила: «Не бойся избранниче мой, услышана твоя молитва об учениках твоих не скорби более и об обители твоей, отныне она будет иметь изобилие во всем и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу, я не отступна буду от места сего и всегда буду покрывать его».

Свой жизненный подвиг преподобный совершал в далеком от нас четырнадцатом столетии в эпоху всеобщего уныния и одичания, вызванного татарским порабощением Руси. То было время, когда вымирали последние старики, увидевшие свет в эпоху татарского погрома. И было бы уже трудно отыскать людей, которые бы этот погром помнили. Но во всех русских нервах еще до боли было живо впечатление ужаса, произведенным этим всенародным бедствием, постоянно подновлявшимся местным нападением татар. Спасаясь от полного разорения родители преподобного Сергия благочестивые Кирилл и Мария, происходившие из знатных бояр ростовских, переезжают на службу к великим князьям московским и поселяются в небольшом селе Радонеж. Незадолго до своей смерти они принимают монашеский постриг в Хотьковском монастыре, а двадцатилетний Варфоломей, так был назван преподобный Сергий во святом крещении, вместе со своим старшим братом Стефаном, в поиске молитвенного подвига, удаляется в глухие места. И поселяется у реки Кончуры на горе Маковец. Горячо помолившись и призвав на избранное место благословение Божие, братья отшельники стали рубить лес и тут же под сенью деревьев поставили себе убогую келью, а потом и церковку во имя Святой Троицы. Так было положено начало Троице Сергиевой Лавры.

Переоценить значение Троицкого монастыря в истории России довольно сложно. По сути, ему надлежало стать сосредоточием духовной жизни, то есть сердцем святой Руси.

Не выдержав сурового жития, Стефан покидает брат и удаляется в московский Богоявленский монастырь. Сергий же остается на этом месте и в течении нескольких лет преодолевая страх и дикость природы, приобретает опыт пустынножительства. Как повествует Епифаний, порой к преподобному приходил огромный медведь, с которым Сергий делил свою скудную трапезу. В поиске духовного руководства к преподобному Сергию скоро устремляются любители чистого монашеского жития. Так возникает целый монастырь, которым Сергий управляет более тридцати лет, неизменно являя братии образец трудолюбия и смирения. Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатных даров духовного прозрения и чудотворений. Однажды, преподобный воскресил умершего отрока, когда отчаявшийся отец единственного сына считал уже навсегда потерянным. Слава о чудесах совершенных преподобным Сергием разнеслась по всей Руси. К нему за исцелением и душевным утешением устремился людской поток, который не иссякает и по сей день. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Алексеем митрополитом Московским. На склоне лет святитель призвал к себе преподобного и просил принять русскую митрополию, но блаженный старец по смирению отказался от этой чести. Однако, как верный сын своего земного отечества принимает из рук митрополита в свое духовное попечение его воспитанника великого князя Дмитрия Донского. Именно к нему, к смиренному отшельнику Радонежскому устремляется будущий герой куликовской битвы в минуту серьезных испытаний. Преподав благословение на подвиг защиты веры и отечества, преподобный успокоил его отеческими словами: «Тако иди господине на неверный и победиши враги твоя в том помощник тебе Сам БОГ и Пресвятая Богородица».

Светская историософия, очень часто пытается назвать преподобного Сергия политическим руководителем войска Дмитрия Донского. Однако, его значение в истории нашего народа гораздо глубже и шире. Преподобный Сергий не оставил нам ни текстов, ни икон, ни рекомендаций для потомков. От него нам осталось лишь Евангелие, которое он прочитал не устами, ни глазами, а самой своей жизнью. Известный религиозный мыслитель семнадцатого века Франциск Сальский писал: «Между Евангелием и жизнью святого разница не больше чем между музыкой, которая записана на листе бумаги и музыкой исполненной». Эти слова идеально характеризуют жизнь преподобного Сергия. Он не предлагал своего пути, а воплощал в свей жизни путь евангельский, музыка горения его сердца была услышана по всей Руси и воспламенила на великие совершения многих. Преподобный Сергий не просто аскет и мистик и даже не просто игумен своего монастыря. В истории русского монашества он стал игуменом игуменов, то есть основателем целого направления монашеской жизни. Из Троицкого монастыря один за другим выходили десятки будущих святых, основатели северных русских монастырей, которые за десятилетия связали в единое духовное пространство некогда поверженный и растоптанный дух народа.

«Объединение русского государства в конце XV века было бы невозможно, если бы этому не предшествовал бурный процесс возрождения духовных сил народа», — В.О. Ключевский.

Совершенно не случайно, что обитель, основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский в Троице видел идеал христианского единства и любви, которых так не доставало его современникам.

До преподобного Сергия назвавшего свою обитель именем Святой Троицы на Руси подобных храмов и монастырей не было. После Сергия они появляются повсеместно. Почему же в центре созерцательной практики преподобного оказалась не сотериология, т.е. не учение о спасении, не крест, не тайна воплощения, а именно троическое богословие. Сам преподобный не объяснил почему, но обычно историки и отчасти богословы видят в этом стремление святого напомнить своим чадам о том, что Бог есть Любовь, триединство есть совершенное выражение единомыслия и внутреннего мира, как говорит об этом святитель Григорий Богослов. Так обитель на Маковце становилась символом единства Руси. Как показала история именно из Троицкой обители русские люди и в четырнадцатом веке, и в последующие века ждали импульсов возрождению единства русского государства. Замечательный русский религиозный мыслитель Е.Н. Трубецкой писал: «В иконе Троица Рублева выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного Сергия, он молился, чтобы этот зверообразный разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в предвечном совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую эту печаль и надежду святого Сергия о России».

Пожалуй, если бы каким-то образом нам удалось зафиксировать все то, что пришлось пережить, прочувствовать многим миллионам людей за эти века у гроба преподобного Сергия, то пред нам несомненно оказалась бы летопись духовной жизни нашего народа. Здесь в Лавре преподобного Сергия каждый камень дышит историей. Сюда приезжал молиться о даровании долгожданного наследника великий князь Василий III, здесь же в Духовской церкви Иван Грозный оплакивал своего убиенного сына. В эпоху смутного времени Троицкому монастырю пришлось выдержать продолжительную осаду. Тогда 2500 монахов и стрельцов защитников Лавры в течении 16 месяцев противостояли 30-ти тысячному польско-литовскому войску под командованием Сапеги и Лисовского, тем самым побуждая народ русский к защите Церкви и отечества.

«Чтобы понять Россию, нужно понять Лавру, а чтобы понять Лавру необходимо понять жизненный подвиг ее основателя»,- священник Павел Флоренский.

Многое, о чем молились русские цари, князья и простой православный народ у гроба преподобного Сергия давно уже стало достоянием истории покрытой многовековой пылью, так же, как и кости куликовских героев, но память святого пустынножителя до селе парит в народном сознании. Так же как гроб с его нетленными останками невредимо стоит на поверхности земли. Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Так писал о преподобном выдающийся русский историк и наш земляк В.О. Ключевский.

Есть в нашей русской истории имена, которые носили реальные люди, жившие в определенное время, но слава и подвиги которых утратили хронологическое значение, ибо превзошли рамки и границы той эпохи. Таково имя преподобного Сергия, ставшего игуменом – духовным вождем не только Троицкого монастыря, но и всего русского народа.