9 декабря Церковь празднует память святителя Иннокентия, епископа Иркутского.
«Украшение Иркутския паствы» — епископ Иннокентий (Кульчицкий), был выпускником Киевской Духовной Академии. В 1710 г., после принятия монашескго пострига, праведник был назначен в Москву преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию. Через девять лет он был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. А в 1720 г. получил благословение на несение послушания наместника Александро-Невской Лавры. Уже в следующем году праведник принял архиерейский сан и был назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Однако владыке было отказано в визе. Целых три года епископ Иннокентий находился в городе Селегинске, пребывая в полной неопределенности и испытывая массу неудобств. Дипломатические промахи русского посла в Китае, а также интриги по поводу того, кто же займет место, предназначавшееся для владыки Иннокентия, привели к тому, что в 1727 г. святитель был назначен на новообразованную Иркутскую кафедру.
Обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. Кроме этого, по какому-то странному стечению обстоятельств, владыка до самой смерти не получал положенного ему жалования и испытывал крайний недостаток в средствах. В трудах и испытаниях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость. На те средства, которые могла предоставить епархии Вознесенская обитель, им были организованы две образовательные школы: монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство: подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием. Кроме этого, трудами епископа Иннокентия в обители стал строиться каменный храм. А дошедшие до нас многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания праведника дополнительным образом свидетельствуют о том как много сил и времени потратил святитель на устройство своей епархии. Во время служения епископа Иннокентия ее границы были расширены: кроме Селенгинского округа она стала включать в себя также Якутский и Илимский округи.
Весной 1728 г. в Прибайкалье начался голод, который усугубился неурожаем прошлого года. По благословению святителя, с мая в храмах Иркутска и близлежащих окрестностях к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, — говорил епископ Иннокентий, — должны окончиться в Ильин день». Засуха прекратилась 2 августа. В тот день в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что на улицах города уровень воды достиг отметки пятидесяти сантиметров.
Праведник отошел ко Господу в 1731 г. Святитель Иннокентий и так не отличался сильным здоровьем, которое только усугубилось под влиянием сурового климата и постоянных невзгод. Через тридцать лет, во время ремонтных работ в Тихвинской церкви, мощи праведника были обретены нетленными. При молитвенном обращении к святителю в Иркутске и в отдаленных местах Сибири совершилось множество чудес. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей епископа Иннокентия и прославлению его в 1800 году в лике святителей.
Автор-составитель: Андрей Горайко, кандидат богословия