Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Христос Воскресе! Это радостное приветствие ангелов возвестило человечеству наступление новой эры, в которой каждому из нас открывается путь к обóжению и бессмертию.
Как повествуют евангелисты, после распятия и смерти Иисуса Христа, когда его ближайшие ученики в страхе ожидали собственного ареста, из числа последователей Иисуса нашлись такие, кто решились открыто прийти к Его гробнице. То были женщины, в церковной традиции названы мироносицами. Они искренно служили Господу при Его жизни. Они же не испугались присутствовать на Голгофе, и теперь их душа скорбела, что тело Господа было погребено поспешно, и они не приняли участия в помазании его миром, по полному иудейскому обычаю. Как известно, Господь умер в Пятницу вечером. Субботу же, согласно Ветхому Завету, надлежало соблюдать в полном покое, поэтому после Субботы, в первый день недели, рано утром женщины поспешили воздать последнюю почесть своему божественному Учителю. Но произошло невероятное: гробница, которую привалили тяжелым камнем, и к которой представили стражу, оказалась открытой и пустой. Пришедшие никак не ожидали увидеть подобное, но следующее за этим событие оказывается еще более поразительным! Женщинам являются светозарные ангелы и говорят: «Что вы ищите живого между мертвыми? Его здесь нет, Он воскрес!». Эти слова, пришедшие из мира ангельского, озарили землю радостной, светлой вестью.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресению запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!
княжна Е.С Горчакова
Весть о Воскресении Иисуса Христа довольно скоро распространилась среди учеников, они еще не готовы поверить, но предощущение чего-то нового, радостного и непостижимого рождается в душах.
Получив довольно странную весть, апостолы спешат ко гробу Спасителя, и видят, что плащаница, в которую был завернут Иисус лежит неповрежденной, но в ней не оказывается тела любимого Учителя. Все это в одних порождает веру, но в других недоумение: «Куда же делось Его тело, и кто мог отвалить камень от двери гроба?»
Ответ на этот вопрос мы находим у евангелиста Матфея – «На рассвете, – повествует он, – сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедши с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба, и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Недоумение учеников, однако, скоро рассеивается. Воскресший Господь начинает открывать себя людям. Сначала, согласно древнему преданию, Спаситель является своей Матери, затем Христос предстает Марии Магдалине со словами: «Иди к братьям моим и скажи им – Иду к Отцу Моему и Отцу Вашему, и Богу Моему и Богу Вашему». В этот же первый день Христос является своим ученикам сквозь закрытые двери со словами: «Мир вам! » и посылает апостолов своих благовестить спасение всему миру: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедовал вам. И вот Я с вами во все дни до скончания века».
С тех пор каждый христианин может сказать: «Самое главное событие моей жизни произошло тогда в Иерусалиме, при Понтийском Пилате». Ибо дух того, кто воскресил из мертвых Иисуса пребывает и действует в нас.
Размышляя о факте Воскресения Христова, мы нередко видим в нем лишь некое чудесное событие – «Ну надо же! Его и убили, и в землю закопали, и камнем привалили, а Он все равно воскрес». Так что же значит для верующих Пасха Христова? О богословии говорить современному человеку довольно сложно, поэтому попытаемся понять, что повествует нам икона. Как известно, традиционно православная икона изображает момент Воскресения Христова. Знакомое всем нам изображение Христа в белоснежных ризах исходящего из гроба со знамением в руках – это позднейшая католическая версия, и лишь в после петровское время появившаяся в российских храмах. Между тем, существует немало икон, надпись на которых говорит нам, что перед нами Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Но реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше – Великую Субботу. Пасхальной иконой православной церкви является икона Сошествие во ад. На этой иконе Христос стремительно врывается в преисподнюю и сокрушенные им врата ада разломанные лежат под Его ногами. За руки он держит первых людей, Адама и Еву, и готовится извести их из места скорби. Перед нами точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от глубин ада к Небесному Царствию. Ветхий Завет повествует о том, как Бог искал человека. Новый же Завет рассказывает нам о том, как далеко пошел Бог для того, чтобы обрести своих заблудших чад. Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, зачем Бог пришел на землю и принял смерть.
«Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать Богом» – святитель Григорий Богослов.
Главный смысл иконографии Воскресения – сотериологический. Верно слово апостола Павла: «Если мы со Христом умираем, то и с Ним оживем, ибо смерть Его и Воскресение действуют в нас».
Воскресение Христово – это победа, дарованная нам и одновременно победа Христа над нами, ведь мы сделали все, чтобы жизнь не жительствовала в нас. Мы вывели Христа за пределы града своей души. Своими грехами пригвоздили Его ко кресту. Поставили стражу у гроба и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И вопреки нам, но ради нас, Он все-таки воскрес, поэтому иконописец, задача которого передать пасхальный опыт Церкви, не может просто представить саму сцену исхождения Спасителя из гроба. Иконописцу необходимо связать Воскресение Христа со спасением людей. Поэтому пасхальная тематика и находит свое выражение именно в изображении сошествия Христа в преисподнюю земли.
Распятый в Пятницу и воскресший в Воскресение, в Субботу, согласно учению Церкви, Христос нисходит в ад, чтобы извести оттуда людей, томящихся узников. Подавляющее большинство существующих религиозных доктрин говорит об абсолютной трансцендентности, то есть непостижимости Божества и поэтому совершенно не интересуется им. Ведь боги не утруждают себя тем, чтобы марать свои стопы о нашу грешную землю. И только в развитых мировых религиях человек обретает надежду на богообщение. К примеру, в исламе есть замечательный и красивый образ: двадцать седьмого числа священного месяца Рамадан мусульмане всего мира отмечают праздник Лейлят-аль-Кадр, в русском переводе обычно именуют «ночью предопределения». В эту ночь Всевышний проходит семь небес и спускается к первому небу, самому близкому к Земле. Он становится настолько близок к людям, что слышит все их молитвы.
Уникальность евангельского благовестия заключается в том, что Бог есть Любовь, и потому Он преодолевает не только небесные сферы, Он приходит в нашу жизнь, воспринимает нашу боль, нашу смерть и, наконец, нисходит до самих глубин ада.
Поистине, люди способны на самые неожиданные поступки, и даже на такие, которые могут оказаться невозможными и недопустимыми тому, кто еще не имеет опыта любви. Нельзя поставить преграды любви. Нельзя сказать, что вот за этот предел любовь никогда не перейдет. В Евангелии отношение Бога к человеку представляет так, что кажется, будто Бог обезумел в отношении к человеку. Распятый Творец – это поистине и соблазн, и безумие, но при этом, это и реальный факт человеческой истории, о котором рассказывают не только евангелисты.
«Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес истории: о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе» – Фридрих Энгельс.
Какие же новые открытия заставили одного из основоположников атеистической идеологии к концу жизни признать факт Воскресения Иисуса Христа? К таковым традиционно относят свидетельство древних авторов нехристианского происхождения – Тацита, Светония и Плиния Младшего. Но наибольший интерес для нас представляет произведение под названием «Иудейские древности», автор которого Иосиф Флавий, жил вскоре после евангельских событий и был активным участником Иудейского восстания семидесятого года. «В то время, – пишет он – выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать его человеком, ибо он был совершителем многих чудных дел. Когда же по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял его на кресте, поколебались и те, кто его изначала возлюбили. Но на третий день он снова явился им живым. Племя же христиан, от которого и происходит это название, существует и по сей день».
Воскресение Христово – это не мифология и не теоритическое богословие, но реальный исторический факт, свидетельство о котором лежит в основании христианской Церкви. Аминь.
Автор-составитель: прот. Николай Грошев