Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Христос Воскресе! Это радостное приветствие ангелов возвестило человечеству наступление новой эры, в которой каждому из нас открывается путь к обóжению и бессмертию.
Как повествуют евангелисты, после распятия и смерти Иисуса Христа, когда его ближайшие ученики в страхе ожидали собственного ареста, из числа последователей Иисуса нашлись такие, кто решились открыто прийти к Его гробнице. То были женщины, в церковной традиции названы мироносицами. Они искренно служили Господу при Его жизни. Они же не испугались присутствовать на Голгофе, и теперь их душа скорбела, что тело Господа было погребено поспешно, и они не приняли участия в помазании его миром, по полному иудейскому обычаю. Как известно, Господь умер в Пятницу вечером. Субботу же, согласно Ветхому Завету, надлежало соблюдать в полном покое, поэтому после Субботы, в первый день недели, рано утром женщины поспешили воздать последнюю почесть своему божественному Учителю. Но произошло невероятное: гробница, которую привалили тяжелым камнем, и к которой представили стражу, оказалась открытой и пустой. Пришедшие никак не ожидали увидеть подобное, но следующее за этим событие оказывается еще более поразительным! Женщинам являются светозарные ангелы и говорят: «Что вы ищите живого между мертвыми? Его здесь нет, Он воскрес!». Эти слова, пришедшие из мира ангельского, озарили землю радостной, светлой вестью.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресению запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!
княжна Е.С Горчакова
Весть о Воскресении Иисуса Христа довольно скоро распространилась среди учеников, они еще не готовы поверить, но предощущение чего-то нового, радостного и непостижимого рождается в душах.
Получив довольно странную весть, апостолы спешат ко гробу Спасителя, и видят, что плащаница, в которую был завернут Иисус лежит неповрежденной, но в ней не оказывается тела любимого Учителя. Все это в одних порождает веру, но в других недоумение: «Куда же делось Его тело, и кто мог отвалить камень от двери гроба?»
Ответ на этот вопрос мы находим у евангелиста Матфея – «На рассвете, – повествует он, – сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедши с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба, и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Недоумение учеников, однако, скоро рассеивается. Воскресший Господь начинает открывать себя людям. Сначала, согласно древнему преданию, Спаситель является своей Матери, затем Христос предстает Марии Магдалине со словами: «Иди к братьям моим и скажи им – Иду к Отцу Моему и Отцу Вашему, и Богу Моему и Богу Вашему». В этот же первый день Христос является своим ученикам сквозь закрытые двери со словами: «Мир вам! » и посылает апостолов своих благовестить спасение всему миру: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедовал вам. И вот Я с вами во все дни до скончания века».
С тех пор каждый христианин может сказать: «Самое главное событие моей жизни произошло тогда в Иерусалиме, при Понтийском Пилате». Ибо дух того, кто воскресил из мертвых Иисуса пребывает и действует в нас.
Размышляя о факте Воскресения Христова, мы нередко видим в нем лишь некое чудесное событие – «Ну надо же! Его и убили, и в землю закопали, и камнем привалили, а Он все равно Воскрес». Так что же значит для верующих Пасха Христова? О богословии говорить современному человеку довольно сложно, поэтому попытаемся понять, что повествует нам икона. Как известно, традиционно православная икона изображает момент Воскресения Христова. Знакомое всем нам изображение Христа в белоснежных ризах исходящего из гроба со знамением в руках – это позднейшая католическая версия, и лишь в после петровское время появившаяся в российских храмах. Между тем, существует немало икон, надпись на которых говорит нам, что перед нами Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа. Но реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше – Великую Субботу. Пасхальной иконой православной церкви является икона Сошествие во ад. На этой иконе Христос стремительно врывается в преисподнюю и сокрушенные им врата ада разломанные лежат под Его ногами. За руки он держит первых людей, Адама и Еву, и готовится извести их из места скорби. Перед нами точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от глубин ада к Небесному Царствию. Ветхий Завет повествует о том, как Бог искал человека. Новый же Завет рассказывает нам о том, как далеко пошел Бог для того, чтобы обрести своих заблудших чад. Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, зачем Бог пришел на землю и принял смерть.
«Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать Богом» – святитель Григорий Богослов.
Главный смысл иконографии Воскресения – сотериологический. Верно слово апостола Павла: «Если мы со Христом умираем, то и с Ним оживем, ибо смерть Его и Воскресение действуют в нас».
Воскресение Христово – это победа, дарованная нам и одновременно победа Христа над нами, ведь мы сделали все, чтобы жизнь не жительствовала в нас. Мы вывели Христа за пределы града своей души. Своими грехами пригвоздили Его ко кресту. Поставили стражу у гроба и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И вопреки нам, но ради нас, Он все-таки воскрес, поэтому иконописец, задача которого передать пасхальный опыт Церкви, не может просто представить саму сцену и схождения Спасителя из гроба. Иконописцу необходимо связать Воскресение Христа со спасением людей. Поэтому пасхальная тематика и находит свое выражение именно в изображении сошествия Христа в преисподнюю земли.
Распятый в Пятницу и воскресший в Воскресение, в Субботу, согласно учению Церкви, Христос нисходит в ад, чтобы извести оттуда людей, томящихся узников. Подавляющее большинство существующих религиозных доктрин говорит об абсолютной трансцендентности, то есть непостижимости Божества и поэтому совершенно не интересуется им. Ведь боги не утруждают себя тем, чтобы марать свои стопы о нашу грешную землю. И только в развитых мировых религиях человек обретает надежду на богообщение. К примеру, в исламе есть замечательный и красивый образ: двадцать седьмого числа священного месяца Рамадан мусульмане всего мира отмечают праздник Лейлят-аль-Кадр, в русском переводе обычно именуют «ночью предопределения». В эту ночь Всевышний проходит семь небес и спускается к первому небу, самому близкому к Земле. Он становится настолько близок к людям, что слышит все их молитвы.
Уникальность евангельского благовестия заключается в том, что Бог есть Любовь, и потому Он преодолевает не только небесные сферы, Он приходит в нашу жизнь, воспринимает нашу боль, нашу смерть и, наконец, нисходит до самих глубин ада.
Поистине, люди способны на самые неожиданные поступки, и даже на такие, которые могут оказаться невозможными и недопустимыми тому, кто еще не имеет опыта любви. Нельзя поставить преграды любви. Нельзя сказать, что вот за этот предел любовь никогда не перейдет. В Евангелии отношение Бога к человеку представляет так, что кажется, будто Бог обезумел в отношении к человеку. Распятый Творец – это поистине и соблазн, и безумие, но при этом, это и реальный факт человеческой истории, о котором рассказывают не только евангелисты.
Какие же новые открытия заставили одного из основоположников атеистической идеологии к концу жизни признать факт Воскресения Иисуса Христа? К таковым традиционно относят свидетельство древних авторов нехристианского происхождения – Тацита, Светония и Плиния Младшего. Но наибольший интерес для нас представляет произведение под названием «Иудейские древности», автор которого Иосиф Флавий, жил вскоре после евангельских событий и был активным участником Иудейского восстания семидесятого года. «В то время, – пишет он – выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать его человеком, ибо он был совершителем многих чудных дел. Когда же по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял его на кресте, поколебались и те, кто его изначала возлюбили. Но на третий день он снова явился им живым. Племя же христиан, от которого и происходит это название, существует и по сей день».
Воскресение Христово – это не мифология и не теоритическое богословие, но реальный исторический факт, свидетельство о котором лежит в основании христианской Церкви. Аминь.
Автор-составитель: прот. Николай Грошев