Интервью с педагогом раннего развития Еленой Суровой

 При храме св. мчч. Адриана и Наталии с 2017 года действует православной клуб раннего развития «Колокольчик». В этом учебном году занятия посещают около ста дошкольников. Под руководством директора Светланы Мельниковой проводятся комплексные развивающие занятия, направленные на всестороннее развитие личности через приобщение и возрождение православных традиций.

Своим опытом работы делится один из педагогов Елена Сурова.

– Елена Юрьевна, с какого возраста можно начинать заниматься с ребенком?

– С самого рождения мама может заниматься с ребенком. Главным источником информации для новорожденного являются зрение и слух, поэтому очень полезным будет прослушивание классической музыки, чтение сказок, рассматривание крупных черно-белых картинок и так далее. У нас в «Колокольчике» проводятся занятия с детьми от 6 месяцев.  Конечно, сначала это занятия с мамой, до 2-ух лет они приходят вместе, затем многие дети переходят в группу адаптации к детскому саду, где учатся самостоятельному взаимодействию с педагогом и другими детьми.

 – С каким возрастом Вам приходится работать?

У меня довольно широкий спектр работы: я занимаюсь с детьми от 3 до 6 лет.

– Расскажите, пожалуйста, как проходят Ваши занятия?

Занятие состоит из нескольких частей: это обязательно молитва перед началом и по окончанию занятия, речевая игра, блок чтения и математики, блок, направленный на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления и так далее), творчество, которое связано с православными праздниками, либо житием какого-то святого, память которого совершается в этот день. Так же мы с ребятами читаем  много сказок, поучительных рассказов и притч, обсуждаем их духовный и нравственный смысл. Для детей от 5 до 6 лет разработана программа, которая направлена на патриотическое воспитание.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой программе.

В современных условиях необходимо развивать чувство патриотизма. Мне кажется, что оно врожденное. Для ребенка всегда его мама самая лучшая, его дом самый лучший, его родина самая лучшая. Мы живем в великой стране и нам есть чем гордиться, только нужно чаще говорить об этом с ребенком. На занятиях педагог вместе с детьми путешествует по какой-либо области или конкретному городу нашей страны. Ребята узнают много нового и интересного: сколько башен у московского Кремля, почему в Эрмитаже работают кошки ,где выращивают самый северный чай и так далее.  Пока программа рассчитана на год, но, я думаю, говорить о интересных местах и фактах, связанных с Россией можно бесконечно.

– Есть ли контакт с родителями? Советуете ли Вы литературу по воспитанию детей?

–После занятия я кратко рассказываю родителям, что мы делали с детьми, что обсуждали, об истории какого праздника беседовали и так далее. Родители могут задать любые вопросы и обратиться за помощью в решении какой-то проблемы. Педагоги помогают в выборе литературы о детской психологии или книг  Святых отцов нашей церкви о воспитании. Так же регулярно проводятся встречи с родителями в формате ШРР (Школа родительского мастерства), где собираются педагоги, психологи и родители. В Колокольчике есть замечательная традиция приглашать на занятия с родителями священников нашего храма. Такие встречи могут быть посвящены беседам о таинствах церкви, значении и смысле поста, о воспитании детей в православной вере и так далее.

– В заключении хочется все же спросить, каким, на Ваш взгляд, должен быть педагог раннего развития?

Он должен излучать доброту и тепло. За пять лет работы в Колокольчике я каждый день убеждаюсь в том, что больше всего ребенку дошкольнику нужна любовь, безусловная любовь и принятие. Конечно, педагог раннего развития должен иметь соответствующее образование, знать методики и уметь их применять. Каждый ребенок это отдельный маленький космос, поэтому никогда не получится создать универсальную методику для обучения и развития, у каждой  есть свои сильные и слабые стороны, поэтому педагог должен быть творческой личностью, всегда стремящейся усовершенствовать себя и свои занятия.

Беседовала: Е.Тикунова