В завершение седьмой недели после праздника Пасхи православные христиане вспоминают событие, ставшее со временем днем рождения христианской Церкви.
В праздник ветхозаветной Пятидесятницы, установленной Моисеем в память о Синайском законодательстве и о заключении завета между Богом и избранным народом, совершилось одно из величайших событий новозаветной истории – сошествие обетованного Святого Духа на апостолов и других верующих, данного как залог Нового Завета между Богом и людьми.
Святой евангелист Лука, автор книги Деяний святых апостолов, повествует об этом событии следующее: при наступлении дня Пятидесятницы ученики Господа числом около ста двадцати пребывали единодушно в молитве. В это время внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом, где они находились. Тогда явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и тогда исполнились все Духа Святого. И начали говорить на иных языках, потому как Дух даровал им пророчествовать. В Иерусалиме же находились иудеи – люди набожные от всех концов земли. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих на своем наречии. И изумились все и, недоумевая, говорили: что это значит? А иные насмехались, пытались объяснить это действием сладкого вина. «Ну надо же в такую рань и уже так пьяны», – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. И действительно, в этот день они вели себя довольно странно. Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было принять за иноплеменные языки. Но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса были весьма далеки от книжности и учености. В их глазах, жестах, словах и интонациях слышалась необычайная сила и решимость. А в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста. На их лицах была такая неудержимая радость. Между тем, жители святого града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими. Ведь еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с ним и все их надежды. И совсем не вязалась эта их внезапная радость со скорбными воспоминаниями. Нет, конечно же, так повлиять на этих вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие заливания вином своего горя. Но как это нередко бывает, толпа, умудренная житейским опытом, оказалась неправа, вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, из которой исходила апостольская радость в этот день Пятидесятницы.
Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен и в каждом есть такие потаенные кельи, куда даже он сам не может проникнуть. Есть в человеческой душе такие потаенные струны, извлечь из которой звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначально вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет эти струнки откликаться и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова, тогда даже в душе человека, который пытается зачем-то убедить себя, что души у него нет и в принципе быть не может, рождается радостное ощущение, что наш мир не сводится к хаотическому сцеплению атомов.
Но происшедшее с апостолами в этот день было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого художника мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И вот теперь после того, как Сын Божий вырвал человека из-под власти смерти, после того, как кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит в человека. Человек становится жилищем Святого Духа. Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь, вокруг Него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь своих страданий преподал ученикам чашу Нового Завета, вокруг Него были те, кого он отныне называет уже не рабами, а братьями, однако, и это не было еще Церковью. Когда Он воскрес и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственной жизни и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул свою могилу.
В день сошествия Святого Духа ученики Иисуса Христа становятся Церковью. Отныне один и тот же Дух пребывает в Предвечном Сыне Божием и в них самих, отныне они сами тело Христово. Теперь не извне, как ученики и наблюдатели, они знают тайну Сына Божия, теперь это их собственная тайна, точнее, теперь это уже таинство их собственной жизни. Теперь они могут исполнять завет любви не потому, что им так наказали и не из-за послушания или страха, теперь в них самих дышит та самая любовь, что некогда зажгла солнце и светила.
Христос оставил после Себя не нравственные прописи и не сборники писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после Себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, свое Божественное естество. Хотя свою человеческую природу Он вознес на небо. Он Дух Святой оставил в мире людей, Он оставил свою Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой полностью раскрыл славянофил и богослов прошлого века А. Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих божественную благодать. Итак, сегодня наш день рождения. В тот день апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскуют о слове и жажде духа, поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся. Но эти же слова были непонятны тем, кто привык жить только на поверхности.
Чудо Пятидесятницы не имеют отношения к лингвистике, апостолы говорили не на греческом и не на еврейском языке, они просто говорили на языке человеческом. Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность, здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягается, например, наши правды и единственная истина. «Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел единственной истины», – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист – друг Марии Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо громкого имени князя Шаховского, приобрел имя монаха Иоанна. Он верно разобрался в грамматике бытия.
Ниспосылая Святого Духа от своего Божественного Отца, Христос завершает дело нашего спасения и исполняет обетование, данное ученикам: «Я с вами есть во все дни до скончания века». Эти слова Господа являются великим утешением для христиан всех времен и народов. Они указывают на неземное происхождение нашей Церкви и этим она принципиально отличается от любой земной организации. Укрепляемая Святым Духом, она пронесла и сохранила свидетельства о Христе, как сквозь века жесточайших гонений, так и во времена духовных одичаний. Поэтому в такие моменты особенно радостно осознавать, что Церковь держится не нашими телами, а верностью Христовой.
У Д. Боккаччо, принесенным на русскую почву Н. Бердяевым, есть интересный рассказ. Некий француз-христианин дружил с евреем. У них были добрые человеческие отношения. Но при этом христианин никак не мог смириться с тем, что его друг не принимает Евангелия. И он провел с ним много вечеров в дискуссиях на религиозную тематику. В конце концов, иудей поддался его проповеди и выразил желание креститься, но прежде крещения пожелал посетить Рим, чтобы посмотреть на римского папу. Француз прекрасно представлял себе, что такое Рим эпохи Возрождения. И всячески противился отъезду туда своего друга. Но тот, тем не менее, поехал. Француз встретил его без всякой надежды, понимая, что ни один здравомыслящий человек, увидев папский двор, не пожелает стать христианином. Однако еврей сам заговорил о том, что ему надо поскорее креститься. Француз не поверил своим ушам и спросил у него:
– Ты был в Риме?
– Да, был, – отвечает еврей.
– Папу видел?
– Видел.
– Ты видел, как живут папы?
– Конечно, видел!
– И после этого ты хочешь креститься?
– Да, – отвечает еврей. Вот как раз после всего увиденного я и хочу креститься. Ведь эти люди делают все от них зависящее, чтобы разрушить Церковь. Но если тем не мене Она живет, получается, что Церковь все-таки не от людей. Она от Бога.
Тайна бытия Церкви в тех благодатных дарах Святого Духа, которые обретают в ее ограде каждый, кто искренне ищет путь в Царствие Небесное.
В день святой Пятидесятницы мы воспоминаем одно из чудесных событий церковной истории. Однако, самая главная чудо из возможных чудес на земле – это преображение человеческой души и сердца. Именно для этого и пришел в мир Христос и для этого основал здесь свою Церковь.
Автор-составитель: прот. Николай Грошев