Божественная литургия в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в храме святых мучеников Адриана и Наталии были совершены две Божественные литургии.

Праздник, который сегодня отмечается в Русской Православной Церкви, установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом

Обычно, при разговорах о смерти, большинство людей приходит в удрученное состояние. О ней не принято заводить речь в компании: напоминание человеку о его будущем и неизбежном конце считается дурным тоном. Мы упорно отгораживаемся от самой мысли, что через минуту нас может не стать на белом свете. Современное общество панически боится смерти. Но в христианстве отношение к этому феномену совершенно иное, чем в светской среде. Церковь, с одной стороны, утверждает, что смерть чужда человеку; с другой стороны, воспринимает ее спокойно и даже с некоторой радостью. Более того, множество дат православного календаря – это дни смерти тех или иных святых. И совсем уж дико для обывательского сознания выглядит праздник Успения Пресвятой Богородицы, который, по сути, является воспоминанием о Ее смерти.

Почему же Церковь столь торжественно отмечает это, казалось бы, грустное событие? Ответ на этот вопрос лежит в самом названии праздника. Оно созвучно словам «успех» и «спелость». Оба понятия при всех возможных оттенках своих значений, связаны с положительным завершением чего-либо. Успешный человек – значит, у него все получается, и везде он достигает желаемых результатов. Плод или пирог поспел – значит, он готов к употреблению. То есть, все сводится к некоему благополучному исходу, к некоей завершенности и гармонии. В этом же ключе христианство рассматривает и кончину человека, которая понимается не как нечто фатальное и бессмысленное, а как переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Наиболее отчетливо это видно на примере Пречистой Девы.

После Воскресения Христа Ее забрал к себе домой Иоанн Богослов: еще на Голгофе, в последние минуты земной жизни, Господь поручил любимому ученику быть попечителем своей Матери, которой тогда было около 50 лет. Современная женщина в таком возрасте может многого в жизни добиться сама,  поэтому такая забота о Богородице со стороны Христа и апостолов в наше время кажется странной. Но в древности женщина не имела таких широких прав, как сейчас. Главным распорядителем в семье был мужчина. На нем лежала ответственность не только за детей, но и за женскую половину дома – жену, мать, незамужних сестер. Жить вне семьи для женщины считалось позором, только пребывание рядом с мужчиной гарантировало ей безопасность и социальный статус. Пресвятая Дева стала вдовой, когда Христос был еще совсем юным. Какое-то время о Ней и Ее Сыне заботился Иаков – один из детей Иосифа Обручника от первого брака. Повзрослев, Христос взял попечение о своей Матери на Себя. И вполне естественно, что перед восшествием на небеса Господь поручает самого родного человека Своему любимому ученику, который и заботился о Богородице до самого последнего дня Ее земной жизни.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

В письменных памятниках, начиная с IV века, мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2:

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

Перевод: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»

Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 1:

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Изложение истории праздника составлено по материалам порталов: https://azbyka.ru, https://foma.ru.

подготовил: Андрей Горайко