Воскресное богослужение в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

9 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери (1383); Прп. Дави́да Солунского (Фессалоникийского) (ок. 540)., в храме святых мучеников Адриана и Наталии были совершены две Божественные литургии.  

Тихвинская икона — одна из самых почитаемых икон Богородицы в России. Согласно сказанию о ее чудесном явлении, святыня совершила целое путешествие, прежде чем обрести место своего постоянного нахождения в городе Тихвине, но и его ей приходилось оставлять. Сегодня ее списки есть не только в России, но и за рубежом.

Тихвинская икона Божьей Матери относится к самому распространенному типу богородичных икон — Одигитрии. Пречистая держит Младенца левой рукой, а правой указывает на Него как на Небесного Царя. Христос в одной руке держит свиток — символ Евангелия, а другая Его рука застыла в благословляющем жесте. Отличительные особенности, позволяющие не перепутать Тихвинскую с другими подобными образами, — это наклон головы Богоматери и положение ног Спасителя (правая нога заведена под левую так, что выглядывает пяточка).

Эту икону иногда называют «Северной Царицей», так как местом пребывания образа Богородица Сама выбрала город Тихвин неподалеку от Ладоги. А до того как попасть на север, она много столетий, вплоть до XIV века, находилась в Константинополе. За 70 лет до падения Константинополя образ исчез и потом был явлен уже на Руси. Икона стала символом духовной связи России и Византии и знаком особого расположения Пречистой к русской земле.

Всенародную известность икона получила после заключения Столбовского мира со шведами и возвращения России Новгорода и других северных земель в 1617 году. Специально к церемонии заключения договора был сделан список Тихвинской иконы, ставшей порукою мира со стороны России и символом защиты ее северных рубежей.

Тихвинский монастырь, построенный специально для этого образа, после революции был закрыт. Сначала святыня покинула родной город, а потом и вовсе оказалась за рубежом. Вернулась в Россию она только в 2004 году.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4:

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

Тропарь Иконе Божией Матери Тихвинская:

Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе / всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, / яко некий дар Божественный / свыше благоговейне восприймши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. / Емуже молеся, о Госпоже Царице Богородице, / да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих / и спасет верою поклоняющихся / Его Божественному и Твоему пречистому образу, / Дево Неискусобрачная.

Изложение истории праздника составлено по материалам интернет порталов: https://azbyka.ru, https://foma.ru

подготовил: Андрей Горайко