Воскресное богослужение в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

6 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в день памяти мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1015), в храме святых мучеников Адриана и Наталии были совершены две Божественные литургии.  

Первая русская святая, княгиня Ольга, не могла порадоваться ни поступкам сына, ни поведению внука. Она осталась одинока в своём христианском выборе. Но вот, наступил черёд для сыновей нашего крестителя. Их очередь ответить на вопрос: дало ли покаяние Владимира плод. На историческую сцену вышли его сыновья. И часть из них, по традиции, вступила в яростную и чреватую братоубийством борьбу за власть. …Но двое сделали другой выбор и засвидетельствовали силу своей христианской веры.

Свидетельство вышло предельное. Ради Христа, — ответили Борис и Глеб всему миру, — можно и должно умереть, и это нестрашно. Страшнее перед Богом убить брата. Лишиться власти, лишиться даже жизни не так горько, если впереди ждет Царство Небесное, И народ понял и принял это как истину, которая выше политической логики и «здравого смысла».

Огромный поворот. Возможно, он породил для Руси и много проблем, по-своему, странных. Когда в условиях феодальной раздробленности князья-родственники медлили и не решались «съесть» друг друга. Конечно, и среди них были жестокие и готовые на всё ради власти люди. Но впечатление от подвига святых Бориса и Глеба не уходило. И рюриковичам было сложнее начать друг друга резать и убивать с прежней уверенностью, что общество оправдает и восхвалит победителя. Общество — изменилось.

Родилось понимание: братоубийство — это грех. И князья действовали впредь уже с оглядкой на христианство. Пытаясь как-то договориться, целуя крест… Хотя и согрешая, обманывая, а иногда губя братьев. Однако это многие века не будет восприниматься как норма. Лишь после Смуты и Раскола, когда ослабнет влияние Церкви, уже в XVIII веке, мы увидим, на фоне имперского величия: в страну вернётся вместе со словом «империя» древнеримское и константинопольское восприятие борьбы за власть. Лишенное памяти о Борисе и Глебе.

Против законных властителей их родственники будут поднимать гвардию, тайно убивать их, бросать в застенки, душить, и так вплоть до 1825 года… Впрочем, это уже начало времени, когда общество стало грезить новыми идеями.

Возвращаясь к Борису и Глебу. Если бы не сохранилось никаких иных сведений о том, как же именно повлияло на Русь Святое крещение, то есть они, святые Борис и Глеб. Сами по себе. Верное доказательство. Русь не крестилась лишь формально, она не просто согнулась под княжеской сильной рукой. Она в массе народа восприняла Царство Небесное как подлинную цель человеческой жизни. И сама стала источником благовестия.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8:

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Тропарь благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду, глас 4:

Му́ченическою кро́вию порфи́ру окропи́вше све́тло,/ укра́шени предстои́те, страда́льцы сла́внии, Царю́ Безсме́ртному,/ и, венцы́ сла́вы от Него́ прии́мше,/ моли́теся стране́ на́шей пода́ти на враги́ одоле́ние// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Ярко окропив свои (княжеские) мантии мученической кровью, украшенные предстоите, мученики прославляемые, Бессмертному Царю и, приняв от Него венцы славы, молитесь о даровании стране нашей победы над врагами и душам нашим великой милости.

Изложение истории праздника составлено по материалам интернет порталов: https://azbyka.ru, https://foma.ru

подготовил: Андрей Горайко