
«Многие люди уверены, — пишет отец Константин, — что они не красивы. Это неправда. Когда я, как священник и как художник, касаюсь их лиц кисточкой с елеем, я понимаю, как им рисовал лица Бог. Становится ясна гармония каждого лица. И, проходясь по этим линиям, словно заново входишь в дизайн-проект Бога о каждом из нас…».
«Как нас видит Бог и Его святые? Камеру за иконой не установишь. Зато есть глаза священника. Несколько раз в году бывают службы, как в древности — это когда священник служит посреди народа. Самая продолжительная из них — соборование. Примерно полтора часа мы смотрим друг другу в глаза и находимся лицом к лицу.
Когда я был мирским, то любил смотреть на лица людей у причастной Чаши. Одни люди подходят со слезами умиления. Другие со строгими и суровыми лицами. По третьим вообще ничего не поймешь. И редкие люди идут как на праздник.
В нашем городском соборе одна молодая мама подходила к Чаше с таким сияющим, спокойным и приветливым лицом, как может подходить настоящая принцесса к руке своего Отца. С радостной почтительностью и уверенностью в отеческом великодушии и любви.
Наши отношения с Богом выбирает не Бог. Мы их предлагаем Ему сами. Хотим быть любимыми? Он согласен. Хотим иметь строгого и сурового Отца? Он, вздохнув, соглашается. Хотим рыдать у Него на груди? Он принимает и наши слезы. Но тогда я наблюдал за людьми со стороны, а теперь вижу эти лица близко — и они открыты.
Первое соборование ошеломило. Таких лиц никогда не бывает в миру. Ни в музее. Ни в кафе. Ни на свадьбе. Ни на море. Ни днем, ни ночью. Нигде. Тогда, во время соборования, люди смотрели на меня — и не видели меня. Я был для них тень Бога, Его аватар. Это Ему они адресуют умилительные вздохи усталой души. Ему улыбаются и радуются. Ему плачут. Находясь в роли свидетеля при таинстве, я принимаю их исповедание веры через эмоции. Они говорят взглядами без слов. Высказываются взором…». – Таким рассуждениями встречает нас, своих читателей, автор книги «Адам, Ева и Рязань. Записки о русском пространстве» священник Константин Камышанов.
А вот еще интересное житейское наблюдение автора, с которым он с большим желанием делится с нами:
«— Милость украшает жизнь чисто цветы. Помог человеку — и душа несколько дней именинница.
— Знаешь, отец Константин, а я уже год хожу и радуюсь. Однажды стою на остановке, и подходит ко мне мужчина, очень приличный, подходит и рассказывает, что лежал в госпитале, поиздержался. А теперь ему надо ехать в Сибирь, и не хватает на билет тысячи рублей. И все в сторону смотрит. Но вежливый такой. Я подумала и дала ему эту тысячу.
— Не догадалась, что на бутылку?
— Нет, не догадалась. Он благодарит, а я думаю: как же он без постели-то поедет? Дала денег на постель. И он пошел. А я тут сообразила — а чай-то как? Погналась за ним и даю денег на чай с питанием. А он до этого-то все время улыбался и в глаза не смотрел. А тут вдруг как упадет на колени: «Господи! Бабонька, откуда ж ты такая ДУРА!!! На таких, как ты, дурах, земля держится»… И землю поцеловал. И мне вот уже год смешно, что я дура, а на сердце хорошо.
И я ее благословил…».
Священник Константин Камышанов — клирик больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Рязани. Родился в 1960 году, по образованию архитектор. В Церковь пришел в конце семидесятых, одновременно работал на стройках по всей стране, затем — в созданном им архитектурном бюро. В 2009 году в возрасте 49 лет был рукоположен в священника. Совмещает служение с архитектурной деятельностью, продолжает проектировать новые храмы, сотрудничает с сообществом иконописцев и архитекторов, по его проектам в Рязани построено двенадцать храмов. В течение всего времени служения регулярно публикуется в периодике. Это первая книга отца Константина, родившаяся из опыта десятилетнего служения в Церкви.
Книга священника Константина Камышанова «Адам, Ева и Рязань. Записки о русском пространстве» объемом в 160 страниц допущена к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви и появилась на свет в 2020 году в московском издательстве «НИКЕА».
Спасительного Вам чтения и будьте любимы Господом!
Автор рубрики «Открытая книга»: Андрей Горайко