Воскресное богослужение в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

В первый воскресный день наступившего 2022 года, 2 января, в 28-ю Неделю по Пятидесятнице, в предпразднство Рождества Христова, в Неделю святых отец, в храме св. мчч. Адриана и Наталии были совершены две Божественные литургии.

Два предшествующих Рождеству Христову воскресенья (недели) называются Неде­лей свя­тых Пра­о­тец и Неде­лей свя­тых отец. Неде­ля свя­тых отец – по­след­нее вос­кре­се­нье (неде­ля) пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым. В этот день вос­по­ми­на­ют­ся все свя­тые срод­ни­ки по пло­ти Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста

Ро­до­сло­вие Иису­са Хри­ста – про­сто спи­сок имен, ка­жу­щий­ся су­хим, да­же скуч­ным непро­све­щен­но­му взгля­ду. Неко­то­рые пра­ро­ди­те­ли Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го си­я­ют яр­ки­ми све­то­ча­ми на стра­ни­цах Биб­лии. Боль­шин­ство имен нам по­лу­зна­ко­мо или во­все не зна­ко­мо: ка­ко­ва бы­ла жизнь этих лю­дей – ве­да­ет Еди­ный Гос­подь. Но в этом про­стом пе­речне слы­шит­ся тай­ная гар­мо­ния ты­ся­че­ле­тий, за ним ви­дит­ся ве­ли­че­ствен­ная ра­бо­та Про­мыс­ла Бо­жия, вы­стра­и­вав­ше­го из «жи­вых кам­ней» храм для во­пло­ще­ния Все­выш­не­го. Здесь каж­дая судь­ба, каж­дый штрих име­ет со­кро­вен­ный смысл, по­рою недо­ступ­ный нам, по­рою – слу­жа­щий вы­со­ким уро­ком при про­хож­де­нии зем­но­го стран­ство­ва­ния.

К Рож­де­ству Еди­но­го Без­греш­но­го от Пре­чи­стой Де­вы ве­ла че­ре­да по­ко­ле­ний ис­ка­те­лей прав­ды Бо­жи­ей, за­пе­чат­лен­ная в Хри­сто­вом ро­до­сло­вии. Мы ви­дим здесь из­ра­иль­ских пат­ри­ар­хов и иудей­ских ца­рей, но сре­ди них уже яв­ля­ет­ся дочь ино­го на­ро­да – мо­ави­тян­ка Руфь, пред­вест­ни­ца все­мир­но­го тор­же­ства Бо­же­ствен­но­го Бла­го­ве­стия. По­двиг Ру­фи — есть по­двиг люб­ви. Ра­ди пре­дан­но­сти све­кро­ви, за­ме­нив­шей ей мать, ска­за­ла Руфь: «На­род твой бу­дет мо­им на­ро­дом, и твой Бог мо­им Бо­гом» (Руф.1:16), – и ста­ла од­ною из пра­ро­ди­тель­ниц Спа­си­те­ля.

В свя­щен­ном ро­до­сло­вии мы ви­дим и лю­дей греш­ных, при­ме­ры че­ло­ве­че­ских па­де­ний. Так пал муд­рей­ший из муд­рых, царь Со­ло­мон. Его ра­зу­му изум­ля­лась Все­лен­ная, он по­стиг тай­ны зем­ли и Небес, но не су­мел со­вла­дать с низ­ки­ми стра­стя­ми, хо­тя знал, чем гро­зит для него из­ме­на Небес­но­му От­цу. Судь­ба Со­ло­мо­на – стро­гий урок для тех, кто слиш­ком на­де­ет­ся на зем­ной ум свой, гор­дит­ся дан­ны­ми от Бо­га та­лан­та­ми.

От­кро­ве­ние Вет­хо­го За­ве­та не скры­ва­ет немо­щей из­бран­но­го ро­да, ко­то­рый, невзи­рая на свою сла­бость, су­мел под­нять­ся из древ­не­го мра­ка к Бо­же­ствен­но­му Све­ту. То бы­ла тро­па от вет­хо­го по­ги­ба­ю­ще­го че­ло­ве­ка – к но­во­му, спа­са­е­мо­му бла­го­да­тью Бо­жи­ей. Од­ним взгля­дом невоз­мож­но оки­нуть ве­хи это­го мно­го­ве­ко­во­го пу­ти, вгля­дим­ся же хо­тя бы в неко­то­рые из них.

«Ро­до­сло­вие Иису­са Хри­ста, Сы­на Да­ви­до­ва, Сы­на Ав­ра­амо­ва» (Мф.1:1) – вот пер­вая стро­ка Но­во­го За­ве­та, слов­но бы мост, со­еди­ня­ю­щий его с За­ве­том Вет­хим. Пра­вед­ный Ав­ра­ам и свя­той Да­вид – не слу­чай­но эти двое осо­бо вы­де­ле­ны в чис­ле пра­от­цев Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го, не слу­чай­но оба они удо­сто­и­лись обе­то­ва­ний Бо­жи­их о гря­ду­щем спа­се­нии.

Пат­ри­арх Ав­ра­ам явил­ся ве­ли­чай­шим Бо­го­ис­ка­те­лем. Ко­гда че­ло­ве­че­ство, за­вяз­нув в тря­сине вре­мен, уже утра­ти­ло по­ня­тие о Небес­ном От­це, Ав­ра­ам от­ка­зал­ся по­кло­нить­ся ка­кой бы то ни бы­ло тва­ри, все­ми си­ла­ми ду­ши воз­звал он к Все­выш­не­му Твор­цу. Все­дер­жи­тель услы­шал зов со­зда­ния Сво­е­го. Пра­вед­ный Ав­ра­ам стал «от­цом ве­ру­ю­щих» (Рим.4:11)

Свя­той Да­вид про­шел ис­пы­та­ние опас­ней­ши­ми зем­ны­ми со­блаз­на­ми: сла­вой и вла­стью. Пас­ту­шо­нок, по­ма­зан­ный на цар­ство, стал уди­ви­тель­ным пра­ви­те­лем – крот­ким сре­ди на­па­стей, ми­ло­серд­ным с вра­га­ми, без­гнев­ным с оскор­би­те­ля­ми. Ве­ли­чие ду­ши свя­то­го ца­ря-про­ро­ка Да­ви­да за­пе­чат­ле­лось в его псал­мах, ис­пол­нен­ных вы­со­ки­ми чув­ства­ми, до­ныне вос­пе­ва­е­мых Цер­ко­вью Хри­сто­вой. 

Бли­зит­ся пре­свет­лый празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва. И то­гда воз­ра­ду­ем­ся мы чи­стей­шей ра­до­стью, при­уго­тов­лен­ной свя­ты­ми пра­от­ца­ми и воз­ве­щен­ной про­ро­ка­ми, сбыв­шей­ся для нас ра­до­стью лю­би­мых де­тей Небес­но­го От­ца, ибо «Вы­со­кий Бог на зем­ле яви­ся, да нас к вы­со­те при­вле­чет». 

Святии отцы, молите Бога о нас!

Тропарь в Неделю святых отец , глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л львом па́стырь, я́ко овца́м, явля́шеся.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Велики веры свершения! Во источнике пламени, как на воде отдохновения, святые три отрока радовались. И пророк Даниил львов пасущим как овец явился. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!

Изложение истории праздника составлено по материалам портала: https://azbyka.ru

Андрей Горайко