С 2013 года на каждом православном приходе начали появляться штатные катехизаторы. Цель их работы – помочь человеку, возможно, впервые заглянувшему в храм, прийти к Богу, дать подсказку на этом самом главном в жизни пути. Множеству людей катехизаторы знакомы по беседам перед Таинствами Крещения и Венчания.
И вот состоялась беседа перед Крещением – человек достойно, с обновленной душой принимает дар Духа Святаго. Но это в идеале. А как в реальной жизни? Чем живут, о чем грустят современные катехизаторы, чему радуются? И кто они? Познакомимся поближе с катехизатором храма св. мчч. Адриана и Наталии Владимиром Авдеевым.
– Владимир, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, кто такой катехизатор? Чем он занимается на приходе?
– Здравствуйте! Катехизатор – это человек на приходе, как правило, мирянин, хотя эту обязанность может взять на себя и священник, который готовит членов православной Церкви к тому, чтобы они могли поучаствовать в церковных Таинствах в качестве крестного родителя или же если миряне желают заключить церковный брак. Огласитель, или катехизатор – это человек, который раскрывает основное представление о Таинстве в контексте христианского учения. Он объясняет желающим подойти ко Крещению или Венчанию то, как проводится само Таинство, что необходимо иметь из предметов, и конечно же, катехизатор рассказывает суть, зачем все это необходимо.
— А как Вы им стали? Есть ли у Вас духовное образование?
— Да, я имею степень бакалавра теологии, а в этом году заканчиваю магистратуру в Пензенской духовной семинарии. К этому служению я пришел целенаправленно, подобную практику имел в нескольких пензенских храмах. Считаю, что это служение крайне необходимо ввиду того, что многое происходящее в Церкви зачастую непонятно. Я рад просветить хоть немного людей в этих вопросах.
– Согласны ли Вы с тем, что катехизатор, в некотором роде, – это первый духовный наставник человека?
— Зачастую катехизатор является первым и, вероятно, на долгое время единственным человеком, который говорит о вере и при этом излагает основы вероучения не витиеватым, но красивым языком, но понятным и порой даже современным. То, что катехизаторы могут свободно говорить с людьми о вере, которые сами к ним приходят, является огромным плюсом для самих приходящих, так как транслировать в таком объеме, сжато и системно, христианскую истину, например, во время богослужения не всегда возможно, а проповедь столько не вместит.
– О чем чаще всего спрашивают крестные?
— В основном вопросы не касаются вероучительной части, чаще всего спрашивают, когда можно и нельзя совершать Таинство. Вопросы относительно веры спрашивают редко, хотя когда такие вопросы поступают – это большая радость для сердца. Радостно, когда у людей проявляется интерес к чему-то такому духовному, не относящемуся непосредственно к быту. Вопрос, который чаще всего приходится слышать, это вопрос Божественного наказания. Мы обязательно проходим краткий курс Священной истории, соответственно, тема грехопадения, изгнания Адама и Евы из рая и остальных последствий в жизни человека. Все это с понятием «Божественного наказания» непосредственно связано. И вот людей интересует, зачем Бог людей наказывает и наказывает ли вообще.
— Отличаются ли по содержанию беседы с крестными от бесед с людьми, желающими повенчаться?
— Темы бесед в данном случае отличаются. Беседы ко Крещению они значительно объемнее. Они включают в себя 2 беседы, в отличие от беседы к Венчанию, где требуется всего одна. В ходе бесед ко Крещению системно и очень подробно обсуждаем вопрос создания человека, грехопадения и спасения человека в контексте всей Священной истории. Мы вспоминает историю Ветхого и Нового Завета. Я пытаюсь людям рассказать суть. Объясняю то, к чему мы Богом призваны, к чему мы должны стремиться. Относительно Венчания беседа короче. Я стараюсь показать церковный брак со стороны аскетики, духовной практики христианина и его стремления ко спасению. Институт брака – это то, что необходимо для человека, в нем он может к лучшему меняться.
– На Ваш взгляд, достаточно ли 2 бесед?
Однозначно нет. Как минимум я желал бы проводить 3 огласительные беседы ко Крещению, к Венчании одной было бы достаточно. Я разделил бы эти 3 беседы ко Крещению на определенные темы. Первая беседа касалась бы начало бытия мира и человека в нем, тема грехопадения и, в целом, Ветхий Завет. Мы бы обсудили достаточно много интересных вещей, которые важны для понимания уже впоследствии Завета Нового. На второй беседе мы бы, конечно, обсуждали Новый Завет: пришествие Бога во плоти – Иисуса Христа и того спасительного, искупительного подвига, который Христос на земле совершил. Третья беседа была бы посвящена более практичным вещам: мы бы говорили, собственно, как и сейчас говорим на второй беседе, о том, что такое Крещение, для чего оно необходимо, какова современная практика Крещения. Также я делаю отсылки к исторической практике, что для многих людей тоже очень интересно.
– С какими чувствами люди уходят с бесед? Остаются ли вопросы, спрашивают ли Вашего совета относительно богослужения?
— За всех катехизаторов говорить не могу, но после моих бесед люди обычно уходят достаточно удивленные и в принципе радостные. При этом относительно богослужения и литературы я, конечно, объясняю в ходе самих бесед – подготовка ко Крещению подразумевает и процесс подготовки к Исповеди и Причастию. Я даю некоторые советы относительно правил участия в Таинствах и еще на этапах объяснения христианского вероучения я даю советы по поводу того, что можно почитать и даже посмотреть, чтобы лучше понять, с чем мы имеем дело в христианстве.
Беседовала: Е. Тикунова