Есть даты, которые можно назвать ключевыми в понимании нашей русской истории. Одной из таковых является ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Это произошло в Екатеринбурге, в ту ночь в Ипатьевском доме, где под охраной содержался последний русский император, была суматоха, членам царской семьи, в целях безопасности, было приказано одеться и поспешно спуститься в подвал. Впереди у них оставалась только Голгофа, позади же – долгий и изнурительный крестный путь к ней. Начался он 1 августа 1914 года, тогда, в первый день мировой войны, государь Николай II приехал на Дивеевское подворье и слезно и горячо молился перед образом старца Серафима Саровского, незадолго перед этим прославленного. Существует предание, что во время саровских торжеств, когда государь посетил Дивеевскую обитель, ему было передано послание блаженного старца Серафима. Остается лишь догадываться о содержании этого письма. Между тем, еще в 1832 году, преподобный Серафим предсказывал всеобщий бунт против Царской власти и кровавый момент ее падения. «Они дождутся такого времени, – говорил он, – когда без того будет очень трудно земли русской. И в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут они во всех местах земли русской общий всеобщий бунт, и так как многие из служащих тогда и сами будут учувствовать в их злоумышлении, то некому будет понимать их, и тогда много невинной крови прольется, реки ее потекут по земле русской».
Это произошло 15 марта 1917 года, на третий год изнурительной войны. В столице нарастали волнения. В действующей армии вспыхнул генеральский бунт. Высшие чины армии потребовали от государя отречься от престола ради спасения России и победы над внешним врагом. Хотя победа уже была предрешена. В этот день государь записал в дневнике: «Кругом измена, и трусость, и обман».
В русском религиозном сознании царь был не просто главой государства, но помазанником Божиим, установление этого священнодействия восходит к глубокой древности, так еще в книгах Ветхого Завета мы находим рассказ о поставлении для народа божия первого царя. «В те дни, – повествует Книга Царств, – по повелению Божию пророк Самуил взял сосуд с елеем и возлил его на голову Саула, и поцеловал его и сказал: «Вот Господь помазывает тебя в правители наследия своего, и ты будешь царствовать над народом Господним, и спасешь их от руки врагов их и вот тебе знамение – даст тебе Господь иное сердце и сойдет на тебя Дух Божий, и ты будешь пророчествовать».
Помазание святым елеем было внешним, видимым признаком избранничества, и символизировало невидимое излияния милости, мудрости и силы Божьей на нового избранного царя. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Как в Ветхом Завете, так и в Новом, цари называются помазанниками Божьими, и это имя почетнейшее из всех титулов царских, потому что означает рукоположение его на царство от самого Господа и неприкосновенность его личности и власти». Как сказано в Писании «Не прикасайтесь к помазанным моим и во пророцех моих не лукавнуйте».
Самодержец всероссийский Николай II венчался на царство 27 мая 1896 года, в Москве в Успенском соборе Кремля. На всю жизнь сохранил в сердце своем Николай Александрович завет своего державного отца: «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное, я принял его 13 лет тому назад от истекавшего кровью отца. В тот трагический день встал передо мной вопрос: «Какой дорогой идти? Той ли, на которую меня толкало так называемое передовое общество, зараженное либеральными идеями Запада, или той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг государя и моя совесть. Я избрал свой путь. Либералы окрестили его «реакционным», меня же интересовало только благо моего народа и величие России, я стремился дать внешний и внутренний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие не дай Бог! Тогда рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещав тебе любить все, что служит ко благу и чести, и достоинству России. Охраняй самодержавие, помятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбы твоих подданных перед престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. В политики внешней держись независимой, помни, – у России нет друзей, нашей огромности боятся. Избегай войн! В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви, она не раз спасало Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Этот завет своего венценосного отца Николай достойно исполнял вплоть до трагического семнадцатого года, когда после насильственного устранения государя от власти, последовала и его ссылка в Сибирь. Подводя итог 29-летнего правления Николая II, европейские экономисты пришли к ошеломляющему выводу: «Через считанные десятилетия Россия может оказаться доминантой во всей европейской жизни, в политике, в экономике в финансах». Западные сообщества и германский генеральный штаб постарались сделать из этого свои выводы.
Страшное злодеяние в Екатеринбурге совершилось при молчаливом согласии народа. Для спасения царской семьи не оказалось второго Ивана Сусанина. И только четверо верных слуг сошли в подвал Ипатьева дома и разделили участь венценосца. По промыслу Божию царственные мученики взяты были из земной жизни все вместе, в награду за безграничную и взаимную любовь, которая крепко связывала их в одно нераздельное целое. В ночь мученической кончины царской семьи дивеевская блаженная Мария бушевала, кричала: «Царевен штыками изуверы проклятые», – неистовствовала страшно, и только потом поняли, о чем она кричала.
В те трагические дни Святейший Патриарх Тихон в Москве, в Казанском соборе во всеуслышание заявил: «На днях совершилось ужасное дело – расстрелян бывший государь Николай Александрович. Мы должны, повинуюсь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет на нас, а не только на тех, кто совершил его». Эти слова святителя Тихона обращены сегодня и к каждому из нас.
В день казни царской семьи совершается память святого Андрея Боголюбского, первого русского самодержца, убиенного в 1174 году. Что это? Совпадение? Насмешка истории? Или символизм палачей? Под сводами Ипатьевского подвала, в котором царственные мученики и их верные слуги закончили свой крестный путь, были обнаружены оставленные палачами надписи, одна из них состояла из четырех кабалистических знаков. Она расшифровывалась так: «Здесь, по приказанию тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения государства. О сем извещает все народы».
Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник и перед лицом ее неизбежности сохраняли то удивительное спокойствие духа, которое не покидала их ни на минуту, ибо надеялись обрести вечную жизнь за гробом», – эти слова подчеркнула в одной из своих книг великая княжна Татьяна, незадолго до трагического 17 июля. В воскресенье за три дня до мученической кончины, по просьбе государя, в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из царственных узников не пел во время службы. Они молились молча. Когда же дьякон, несколько отступив от устава, вместо прочтения обычных молитв о усопших запел «Со святыми упокой…», царь и вся семья опустились на колени. Так они приготовляли себя к смерти. «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую ты вписал», – подчеркнул Николай Александрович строки Священного Писания. Государь мужественно взошел на Голгофу и с христианской покорностью воле Божьей, принял мученическую смерть.
Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него. Он всем простил и за всех молится. И чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только Любовь!»
Почитание царственных мучеников сложилось в России вскоре после их блаженной кончины. Так первый рассказ об их благодатной помощи восходит еще ко временам гражданской войны.
Однажды сотня казаков оказалась в окружении красных среди болот. Священник тогда отслужил молебен мученику Николаю, государю Российскому. Припев на молебне был такой: «Святые мученики дома Романовых, молите Бога о нас!» В конце молебна звучал отпуст: «Молитвами царя мученика Николая, государя Российского, наследника его отрока Алексея царевича, христолюбивых войск казачьих атамана, благоверной царицы мученицы Александры и чад ее царевен-мучениц помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец», – пела вся сотня, весь обоз, и удивительное дело – вышли из окружения, порою полностью увязая в болоте. Для окрестных жителей это было настоящим чудом, места там были действительно непроходимые.
Сегодня царские иконы присутствуют практически в каждом православном храме, причем некоторые из них мироточат, а о чудесной помощи Царственных мучеников написаны целые книги, но это благодатная помощь не оскудевает и преподается каждому, кто в молитве призывает их.
Автор-составитель: прот. Николай Грошев