«Красноречие, доходчивость его проповедей и сами по себе уже убеждали слушателей. Но еще большее воздействие на них оказывала та внутренняя сила, которой было пропитано каждое слово Иннокентия…».
Содержание раскрытой нами книги пензенского краеведа Александра Игоревича Дворжанского «Святитель Иннокентий. Первый святой Пензенской земли» построено на«Житии святителя Иннокентия…» (2000 г.). В издании можно обнаружить также описание торжеств, состоявшихся в октябре 2000 года в Пензе по случаю канонизации святителя.
«А сила эта черпалась в Православии, и направлена она была прежде всего на защиту Православия: на защиту от западных религиозно-мистических учений, которые широко распространились в начале XIX века в русском обществе, начиная от самого императора Александра I и его ближайшего окружения…».
«Чем был страшен хлынувший в Россию с Запада массой переводных сочинений мистицизм? Прежде всего тем, что он уводил от православной веры и от Православной Церкви, подменял в человеке душеспасительное чувство собственной греховности на чувство своей исключительности…».
«Последние его дни добавили ему невыносимые страдания. Прикованный к постели, мучаясь от нестерпимых болей, он, однако, благодарил Господа, что Тот послал ему новые испытания, ибо, как он считал, теперь только страданиями и мог искупить свои грехи, ощущение которых не покидало его до самой смерти. «Мне нужно, — писал Иннокентий к княгине Мещерской, — очищение, коего достигнуть ничем не можно, как болезнию. Гордость сердца моего, сомнение, неверие, как тяжкие оковы, связывая дух, держат тело в болезни. Господи! Не могу и преклонить чувств к противной стороне от немощи телесной или от закоснелости греховной… Тяжесть греховная, закрывая свет истинный, держит меня во тьме и смертной сени. Не видят моей гнусности другие, а мне она ощутительна…».
«В Пензе святитель пытался еще работать и над своей «Церковной историей», готовя ее ко второму изданию. Весьма показательно отношение его к собственным сочинениям. Раздавая их на память воспитанникам семинарии перед отъездом из Петербурга, Иннокентий сопровождал их такими словами: «Когда сочините лучше, сожгите сии негодные» или «Я дарю вам это в память меня и для того, чтобы по времени, сличая свои труды с моими, могли сказать: вот как слабо прежде писали …».
Книга А.И. Дворжанского «Святитель Иннокентий. Первый святой Пензенской земли» объемом 51 страница издана по благословению преосвященнейшего Филарета, епископа Пензенского и Кузнецкого, и появилась на свет в 2001 году в городе Пенза.
Найти эту книгу Вы сможете в приходской библиотеке храма во имя святых мучеников Адриана и Наталии по адресу: город Пенза, ул. генерала Глазунова, 8. Храм открыт ежедневно с 7:00 до 19:00.
Спасительного Вам чтения и будьте любимы Господом!
Автор рубрики «Открытая книга»: Андрей Горайко