Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Однажды к египетскому отшельнику IV века авве Антонию Великому пришел знаменитый философ и спросил: «Авва, как ты можешь жить здесь, в пустыне, лишенный утешения от чтения книг?» Указав рукой на голубое небо, палящее солнце, горы, пески пустыни, скудную растительность, отшельник сказал: «Моя книга, философ, есть природа сотворенных вещей, и, когда я хочу, я могу читать в ней дела Божии».
Поистине, великой и божественной книгой Откровения является наш мир. Всматриваясь в него, всякий наделенный разум наблюдательностью и склонностью к анализу человек не может не поразиться той гармонии, красоте, целесообразности и разумности, которая присутствует во всем, от молекулы до галактики.
И совершенно не случайно в истории человечества не было ни одного народа, который бы не ощутил присутствие Бога в этом мире. По этому поводу великий историк, путешественник и философ I века Плутарх писал: «Посмотрите на лицо земли: вы найдете города без укреплений, без науки, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в божество…» Известный исследователь первобытной культуры Эдуард Тейлор (XIX век) тоже задался вопросом, а были ли когда-то племена людей, не имевшие религиозных представлений? И после долгих поисков он пришел к выводу, что такие племена науке неизвестны.
Бог являет себя в мире подобно гениальному художнику, который познается через свои шедевры. А религиозная история человечества есть не что иное, как попытка зафиксировать этот опыт естественного Богопознания. Отголоски Божественного откровения можно усмотреть практически в любой религиозной доктрине, но наиболее отчетливо они проявляются в монотеистических религиях, то есть в религиях, исповедующих единобожие. Полнота же Божественного откровения была явлена во Христе Иисусе, через воплощение которого Бог явил себя во всей своей полноте.
В современной церковной практике Богоявление – это один из двенадцати наиболее значимых праздников, которые традиционно отмечаются 7-го по-старому или 19-го января по новому стилю. Согласно богослужебному календарю ему предшествует праздник Рождества Христова, в древности вместе с Богоявлением составлявший единое целое, и лишь позднее отделенный от него небольшим промежутком времени.
К началу V века у народов Ближнего Востока, в большинстве своем уже принявших христианство, осталась привычка праздновать день Солнца в тот день, когда солнечное время суток начинало прирастать. По языческому календарю в этот день совершалось празднование бога Митры. Чтобы обратить уже устоявшееся праздничное настроение людей в этот день с воспоминаний языческих на воспоминания о евангельских событиях, было решено разделить празднование Рождества и Богоявления, отнеся Рождество на 12 дней раньше и, наложив его на народные торжества. Так появились Святки. Миссионерски-полемический характер установления празднования Рождества сказывается в том, что богослужебные гимны этого дня поют о Христе как о «Солнце правды», озарившем затянувшуюся зиму язычества.
К празднику же Богоявления были привязаны воспоминания о начале общественной проповеди Иисуса Христа. Как повествуют евангелисты, ближайшие ученики Христа, Иисусу было около 30 лет, когда Он вышел на общественное служение. Незадолго до этого Иорданскую окрестность облетела проповедь Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное». Народ стекался к Иоанну со всех сторон, и многие стали принимать его за обетованного Мессию. Но он говорил: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём». И вот однажды Иоанн увидел Иисуса, сходящего во струи Иорданские, тогда в изумлении он воскликнул: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На что Христос отвечал: «Оставь теперь, не удерживай меня, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Когда же Иисус выходил из воды, небо открылось, и Дух Святой сошел на него в виде голубя, и был глас с Небесе «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Таким образом, при крещении Иисуса Христа пред всем народом таинственно явилась Пресвятая Троица. Поэтому этот праздник и называется Богоявление.
Крещением Господнем происходит величайшее откровение Бога человеку, приоткрывается завеса божественной непостижимости и трансцендентности, и Бог являет себя в Троице. То, к чему стремились мудрецы Востока и Запада, пророки Израиля и представители античной философии, истина, которую пытались постичь те, кого история назвала «христианами до христианства», является здесь на Иордане, как дар Божественного снисхождения.
В христианском богословии для объяснения происшедшего будет принят термин «κένωσις» – самоумаление Бога. Кеносис – это мощь, превозмогшая саму себя. Как педагогу для разговора с детьми надо умалить себя, разговаривая их словами, образами, так и Богу, чтобы вразумить людей, надо умалить Себя. Чтобы вознести людей, Богу необходимо спуститься к людям. И чтобы это возведение было не следствием страха повинующегося непостижимому чуду, Бог приходит в образе раба. Несомненно, он мог бы увлечь людей каскадом чудес, но будет ли тогда способен человек принести Творцу самый великий дар? Тот дар, который Господь и ждет от нас, дар Любви, родившийся в свободном сердце.
Ключом к пониманию троического богословия является еще одна тайна Божественного Откровения – свидетельство о том, что Бог есть Любовь. Откровение о троичности Бога свидетельствует, что уже не всемирное единство, не безликий абсолют видится в основе мироздания, а Любовь, порождаемая личным общением. В этом крещенском Богоявлении, ни в буре и грохоте открывается Бог, не в величии власти и не в мощи космических стихий. Ветхозаветному Иову, этому страдальцу, мыслителю и бунтарю, Бог показывает именно свою недоступность любому человеческому суду, свою надмирную и нечеловеческую мощь. «Где был ты, – говорит Господь, – когда я полагал основание земли?» Скажи, если знаешь, кто положил меру ей. После такого Богоявления человеку остается лишь замереть в ужасе и благоговении, и признать, что не все в мире можно измерить человеческой меркой. Но внезапно исходят ветхозаветные времена, этот грозный и единственный Бог древних евреев, вдруг Сам облекает Себя в человечество. И уже не лев, ни единорог, а крещенский голубь становится знаком откровения. Отныне селение Бога будет не на вершинах гор и не в безднах океана, не в космических пустынях, и не в Солнце, а в людях. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17.20-21)
Крещение Господне иначе именуется Богоявлением. Если первое название указывает на его смысловое содержание, то второе, на церковную практику первых трех веков христианства.
В исторической литературе эта практика была названа оглашением, сегодня этот двухнедельный период предшествующий таинству крещения, когда человек сам или его крестные приходят в Храм и пытаются постичь азы церковного учения. В древней же церкви этот период мог продолжаться несколько лет, и заканчивался постом, когда человек должен был покаяться, то есть серьезно перетряхнуть свою душу. Само же таинство Крещения совершалось лишь несколько раз в году, и одним из этих дней был праздник Богоявления или Крещения Господне.
Именно на это указывается хранившаяся до наших дней традиция ходить на Иордан и освещать воду. Господь, посылая своих учеников на проповедь, заповедовал: «Шедше в мир проповедуйте Евангелие. Кто уверует и креститься, спасен будет».
Таким образом крещение для христиан – это таинство, в котором мы умирая для жизни плотской и греховной, рождаемся в вечную и святую жизнь со Христом.
Традиционно принято считать, что любая религия подразумевает некую веру в Бога. По сути так оно и есть. Между тем, праздник Богоявления указывает нам и на оборотную сторону этого утверждения: христианский призыв к покаянию «покайтесь» свидетельствует, что и Бог продолжает верить в нас. Покайся, поверь человек, ты можешь и ты должен стать лучше. В этом весь смысл евангельского благовестия.
Автор-составитель: протоиерей Николай Грошев