Проповедь протоиерея Николая Грошева в день освящения Спасского кафедрального собора

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие Архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Господе  братья и сестры. Сегодня Господь собрал всех нас на этом святом и историческом месте, где на протяжении столетий складывалась духовная и общественная жизнь наших предков. Здесь, на этих холмах они испрашивали Божественное благословение на свои труды, отсюда начинали созидать свою жизнь, здесь умирали, защищая Отечество, здесь полагали душу свою за други своя для того, чтобы вновь обрести ее в Вечном Царстве Христовом! И сегодня для нас, живущих на этой земле, а также многих поколений, которые жили здесь прежде (поскольку все мы являемся единым телом Христовым) сугубое торжество – наш первохрам, центр религиозной жизни нашего града, исполнился Божественной благодати.

Событие – освящение храма – на этом месте совершается не в первый раз. Прежние храмы горели, ветшали, сносились по идеологическим соображениям, но, несомненно, то, что этот храм является самым величественным в истории Пензы, и впервые этот чин был совершен предстоятелем Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси!

Древнее Церковное Предание, которое доносит до нас священномученик Киприан Карфагенский, гласит: «нет Церкви без епископа», а апостольские правила предписывают верным знать первенствующего епископа в своем народе и поминать его за богослужением, что и совершается в наших храмах каждодневно, но сегодня мы переживаем особое чувство единения нас, чад Церкви Христовой, с нашим Предстоятелем и духовным отцом Святейшим Патриархом Кириллом.  Примечательно, что сегодняшнее торжество совершается в день, когда  Святая Церковь чтит память всех Святых Угодников Божиих от века просиявших.

Это воспоминание служит как бы заключением и венцом целого ряда других знаменательных богослужебных дней – от начала Великого поста и до конца Пятидесятницы, дней, в которые Святая Церковь вспоминала все великие благодеяния Божии, оказанные роду человеческому от начала мира и до последних дней.

За это время перед нашим духовным взором прошла вся история человечества: от сотворения мира и грехопадения человека до сошествия в мир Христа Спасителя, Его страданий и крестной смерти, Преславного Воскресения и Вознесения на небо и, наконец, ниспослания Духа Святаго апостолам, возвестившим тайну спасения по всей земле.

Святые угодники Божии служат живыми свидетелями, что Спаситель поистине дело, которое дал Ему Отец, совершил (Ин. 17; 4), что благодать Духа Святого действенна в Церкви Христовой, что царство греха и ада разрушено. Святые угодники свидетельствуют, как высок жребий, предназначенный человеку Создателем.

Итак, святость – это  призвание и назначение человека, это наш категорический императив, без выполнения которого мы не можем называться христианами.

В сегодняшнем Евангелии Господь говорит: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… И всякий, кто оставит что-либо в мире сем ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми». (Мф. 10, 32-33; 37-38; 19, 27-30)

Так  кто же  они – первенцы рода человеческого, возлюбившие всем сердцем Христа? Среди них святые апостолы, которые оставив все, последовали за Христом в пакибытии, среди них святые мученики, своею кровию запечатлевшие верность Христу,  среди них праведники, монахи и миряне, а также  бесчисленное множество тех, имена и подвиги которых нам еще неизвестны. Как звезды небесные, они украшают Церковный небосвод и указывают нам путь в Царство Небесное. Так как же они, наши сродники по плоти, смогли преодолеть человеческую греховность и стать храмом живущего в них Бога?!

Блаженный Августин, приоткрывая для нас эту тайну своего обращения к Богу, восклицает: «Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я – был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный! Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою; Ты разлил благоухание свое, я вдохнул и задыхаюсь без Тебя. Тебя и только Тебя я алчу и жажду; Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоем»[1].

Вот это пламенное горение и ненасытная жажда и стремление дышать духом Божиим является отличительной чертой святости, которая увлекала за собой христиан всех поколений.

Преподобный Серафим Саровский так и говорит: «Цель христианской жизни заключается в стяжании Духа Святаго»[2], дарами которого, по слову апостола, являются мир, радость, долготерпение, кротость, вера, воздержание и особенно любовь, то есть те добродетели, которые приближают человека к блаженству и, говоря современным языком, делают его счастливым.

Есть только одно истинное «счастье» на земле – пение человеческого сердца. «Сердце поёт, когда оно любит; оно поёт от любви, которая струится живым потоком из некой таинственной глубины и не иссякает; не иссякает и тогда, когда приходят страдания и муки, когда человека постигает несчастье, или когда близится смерти, или когда злое начало в мире празднует победу за победой. И если сердце всё-таки поёт, тогда человек владеет истинным «счастьем», Тогда всё остальное в жизни является не столь существенным, тогда солнце не заходит, тогда Божий луч не покидает душу, тогда Царство Божие вступает в земную жизнь, а земная жизнь оказывается освящённою и преображённою. А это означает, что началась новая жизнь и что человек приобщился новому бытию»[3].

Что же мешает нам обрести радостное блаженное чувство присутствия в нашей жизни Бога? Того, Кто сказал: «Се, стою у врат сердца твоего и стучу, сыне, открой мне сердце твое». Что мешает нам сделать шаг навстречу и впустить Его в свою жизнь?

Преподобный Симеон Новый Богослов, отвечая на этот вопрос, говорит, что мешает нам наша духовная леность и нерешительность, ибо благодать, которую Бог дарует взыскующим Его, та же, что Он даровал святым апостолам и подвижникам древности… и если кто-либо станет утверждать, что благодать сегодня уже не та, что благодать оскудела, то это будет самая страшная ересь последних времен…

Да, несомненно, сейчас мы живем не простое время… Идеология потребительства и пошлости, помноженная на информационные возможности современного мира, разрушительным цунами пронеслась над странами и континентам, к сожалению, не оказались в стороне и мы… И поэтому слова предостережения, изреченные через пророка в адрес ветхозаветного Израиля, обращены сегодня и к нам: «аще сохранят сыны твои слово мое благословляя благословлю их и аще забудут моих словес взыщу от них даже до третьего колена и аще обратятся, милости Моей не лишу их…»

Тревожность последних дней побуждает нас задуматься о том, каких духовных плодов ожидает от нас Господь? Вот уже и секира при корене древа лежит. Вот уже даже не вполне церковные люди рассуждают о приближающихся всадниках апокалипсиса. Так или иначе, но несомненно одно – лишь милостью Божьей и молитвами Церкви в лице ее святых угодников, а также мудростью духовных столпов нашего русского мира, нашего Патриарха и президента, Отец Небесный еще как-то удерживает наш хрупкий мир, находящийся сегодня на пороге страшной катастрофы.

Усилим же наши молитвы и взирая на подвиги Святых, память которых  совершается днесь, постараемся подражать житию их!

Да исполнятся и на нас слова слова преподобного Серафима Саровского: «стяжи дух свят и тысячи вокруг тебя спасутся»!

Пусть это станет нашим ответом на вызовы современного мира и  нашим свидетельством ему о Христе Воскресшем! Аминь.

Автор-составитель: прот.Николай Грошев


[1] Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. Общая ред. и вст. ст. А. А. Столярова. – М., 1991, X, XXVII, 38.

[2] Преподобный Серафим Саровский. Стяжание Духа Святого / Сост. и примеч. А. Н. Стрижева / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. – 480 с.

[3] Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. – М.: ДАРЪ, 2015.